В Симферополе состоялась встреча немецкой делегации искусствоведов, которую возглавляет директор Музея им. Сюрмона-Лювига в г. Аахен Питер Ван Дер Бринк, с директором Симферопольского художественного музея Лариной Кудряшовой и крымскими искусствоведами. Именно в Симферополе, как писал уже «День» (см. № 210 за 19.11.2008 г.) в статье «Предметов трофейного искусства никто не скрывал», сейчас хранится большая коллекция западногерманской живописи XVI — XIX веков, которую музей получил в 1953 году в качестве компенсации за предметы искусства, утраченные в годы Второй мировой войны. Один из немецких туристов, побывавший в музее в 2008 году, сообщил немецким искусствоведам, что обнаружил в Крыму картины, вывезенные в годы войны из Музея им. Сюрмона-Людвига в г. Аахен, в частности, картину, на которой изображен Аахенский собор.
С этой истории между крымскими и немецкими искусствоведами начались переговоры о судьбе коллекции. С точки зрения директора Симферопольского художественного музея Ларины Кудряшовой и Министерства культуры и искусств Крыма, «картины являются частью неделимого художественного фонда Украины и не могут подлежать реституции». По словам Ларины Кудряшовой, в годы войны Симферопольский художественный музей, который в начале ХХ века был сформирован из предметов искусства, хранившихся ранее в национализированных после Октябрьской революции царских дворцах Южного берега Крыма, был полностью уничтожен как заведение искусства: коллекция из 2170 картин, а также коллекция антикварной мебели, предметов старины и даже чугунная художественная решетка ограждения были вывезены и утрачены во время бомбежки. В здании во время фашисткой оккупации находился мыловаренный завод, а для его отопления использовался художественный паркет и остатки мебели. Само здание было подожжено с двух сторон, но было потушено, и не успело полностью сгореть. Только коллекция утраченной живописи по уровню послевоенных цен оценивалась в 600 тысяч рублей! И только добровольная передача предметов живописи из Эрмитажа, Русского музея и других музеев бывшего СССР позволила после войны восстановить Симферопольский художественный музей как заведение искусства. В то же время, в качестве частичной компенсации за утерянную коллекцию музею в 1953 году были переданы 87 трофейных картин, которые тогда были оценены в 35 тысяч рублей. Они до 2007 года находились в запасниках, и только два года назад были выставлены в экспозицию.
Директор Музея им. Сюрмона-Людвига в Аахене Питер Ван Дер Бринк сказал журналистам в Симферополе, что они «не намерены немедленно ставить вопрос о реституции всей коллекции картин из г. Аахен, попавших в Крым после войны», но хотят изучить коллекцию, помочь крымским искусствоведам отреставрировать те картины, которые в этом нуждаются. Он сказал, что ему нравится идея Ларины Кудряшовой организовать обмен временными экспозициями между музеями в Аахене и Симферополе, поскольку сейчас в Германии выставлены только стеклянные черно-белые фотокопии утерянных предметов искусства, и немцам будет интересно посмотреть оригиналы. В то же время, крымским ценителям искусства было бы интересно посмотреть на другие картины этого же периода, хранящиеся сейчас в Аахене. Такой обмен был бы вполне равноценным. В Крым также приехал в составе делегации искусствовед Генрих Беккер, который курирует в Аахене эту коллекцию, которую называют «теневой», и он поможет идентифицировать предметы искусства, принадлежавшие ранее Музею им. Сюрмона-Людвига.
Во время встречи в Симферополе Питер Ван Дер Бринк передал Ларине Кудряшовой каталог картин, входящих в «теневую» коллекцию Музея им. Сюрмона-Людвига, включающую изображения как лицевой, так и обратной стороны картин.
Как рассказала Ларина Кудряшова, она получила официальное приглашение в Аахен для участия в симпозиуме по трофейному искусству, где намерена обсудить с немецкими коллегами формы сотрудничества, которые могли бы принести пользу любителям искусства, как в Германии, так и в Крыму.
— Если в судебном порядке признано, — подчеркнула Ларина Кудряшова, — что во время Второй мировой войны был нанесен огромный ущерб жизням людей и экономике государств, то также надо признать, что непоправимый ущерб был также нанесен культуре и искусству наших стран. Художники писали картины не для того, чтобы они хранились в подвалах, а для того, чтобы они радовали любителей искусства, и долг искусствоведов сейчас как можно полнее восстановить утраченное, а также сделать предметы искусства доступными для всех желающих...