Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Читая Шиллера...

Спектакль «Бешеная кровь» в Театре им. Леси Украинки шокировал зрителей и вызвал споры критиков
25 апреля, 2012 - 12:01
СПЕКТАКЛЬ «БЕШЕНАЯ КРОВЬ» — ТРИЛЛЕР О ШКОЛЬНОМ ШАНТАЖЕ И ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ / Фото Ирины СОМОВОЙ

Спектакль «Бешеная кровь» поставлен по пьесе немецких драматургов Н. Эрпулата и Й. Хиллье. Эта работа — продолжение многолетнего творческого сотрудничества Русской драмы с Немецким культурным центром «Гете Институт» в Киеве. В прошлом году состоялся проект «Чужой среди чужих», который был посвящен проблемам эмиграции, терроризма и экстремизма в современном мире. Все четыре спектакля из этого проекта — «Дело чести», «Черные девы», «Норд-ост» и «Будущее покажет» перешли на профессиональную сцену и пользуются успехом у зрителя.

Спектакль «Бешеная кровь» тоже начинался в рамках театрального проекта «Немецко-украинские ролевые игры «Кто я?» и был включен в репертуар Русской драмы. Спектакль вызвал споры у театроведов и публики. Пьеса исследует не саму проблему терроризма, а истоки ее возникновения, которые закладываются еще в подростковом возрасте. В спектакле действуют агрессивно настроенные юные мусульмане, дети турецких мигрантов, которые учатся в немецкой школе.

Школьников играют студенты-третьекурсники Киевского национального университета театра кино и телевидения им. Карпенко-Карого (руководитель М. Резникович), а учительницу играет актриса Театра им. Леси Укнаинки Н. Шевченко.

Спектакль мгновенно атакует и одновременно шокирует зрителя. Это мощный удар по нервам. Один за другим забегают в класс ученики (агрессия, матерный лексикон заполняют сценическое пространство). Молодая кровь бурлит, парни пристают к девушке, набрасываются друг на друга с претензиями, вырывают мобильные телефоны и т. д. Они никак не реагируют на то, что в класс вошла учительница — фрау Келих, которая пытается заинтересовать своих неуправляемых учеников Фридрихом Шиллером и его теорией эстетического воспитания. Но увы! Ее никто не слушает, более того, угрожают изнасилованием. Они уверены, что она немка, а значит, чужая для них. Во время стычки между фрау Келих и учениками к ней попадает выпавший из сумки одного из учеников пистолет. Не колеблясь, она берет своих учеников в заложники и, направив на них оружие, заставляет их играть отрывки из пьес Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь». Этот экстремальный поступок оказался единственной возможностью достучаться до разума подростков...

Молодежь привносит много деталей и современных нюансов в манеру поведения своих героев. Эти вульгарные штрихи, жаргон известны только им. Это реальная, грубая правда жизни, жестокая и неприглядная.

Читая Шиллера под дулом пистолета, ученики постепенно увлекаются пьесой. Учительница заставляет их повторять фразы о человеке и предназначении личности. Позже Мириам впервые на людях снимает платок и восторженно восклицает: «Супер! Свобода!» (в сценах «Коварство и любовь» Шиллера молодые актеры раскрываются наиболее ярко и многогранно). Именно в этих эпизодах спектакля звучит нота глубокого психологизма.

Режиссер спектакля Алла Рыбикова (ее запомнили зрители по постановкам «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей» и «Черные девы») выстраивает свою новую работу как продолжение разговора о наболевшем. Этот спектакль можно рассматривать как психологический эксперимент, завершающий этот апокалиптический триптих.

Точна и органична Наталья Шевченко в роли учительницы. Экспрессия в каждом движении, ею пронизана речь, роль имеет четко продуманный выразительный внешний рисунок. Если актеры-ученики могут позволить себе в определенных рамках импровизацию, даже хаос, у Шевченко-учительницы четкие движения, выражающие суть ее характера.

На первый взгляд, проблемы, показанные в «Бешеной крови», нас не касаются. Театр пытается предупредить общество о надвигающейся трагедии, которая может возникнуть в результате тотального агрессивного невежества. Никто не станет отрицать, что сегодня в Украине исчезло уважение к учителю со стороны учеников, особенно детей «мажоров». Где выход из темного туннеля озлобленности, невежества и вседозволенности? Ответ надо искать в социальных корнях общества. Об этом с болью говорит художественный руководитель Театра им. Леси Украинки Михаил Резникович: «Кризис духовной культуры — один из самых опасных кризисов общества!»

На сцене лесинковцев уже 16 лет идет спектакль, который перекликается с недавней николаевской историей, — «Игры на заднем дворе» Э. Мазия, его уже в третьем прочтении также разыгрывают студенты. Пьеса основана на реальных событиях: четверо подростков изнасиловали девушку, их судили, но вмешались влиятельные родители, и суд закончился ничем. После этого люди в Израиле вышли на демонстрации. И уже другой суд их осудил. Где Израиль, а где мы? Да и Германия не совсем рядом, но проблемы падения культуры, безнравственности и невежества общечеловеческие, к сожалению.

Спектакль «Бешеная кровь» можно назвать шоковой терапией, ударом по нервам зрителей. Но это необходимо, как профилактика от бешенства, для воспитания будущего поколения. Об этом стоит задуматься всем — не только детям, но и взрослым.

Татьяна МОЦАРЬ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ