Мировая культура сказала достаточно о Холокосте и антисемитизме, но потребность говорить о них не исчезла, а способы исчерпаны. Особенно — в Украине, где этот процесс такого говорения (доныне) начинался весьма условно. Этот спектакль — поиск такого способа говорения в 5 сценах.
Текст и музыка в спектакле «Что такое еврейская музыка» созданы на основе документальных показаний украинских свидетелей Холокоста, проживавших в Новозлатополе, Запорожье, Киеве, Томашове и других украинских и неукраинских городах и поселках.
Драматургиня и режиссер спектакля — Анастасия Косодий, композитор — Юрий Гуржи, актриса — Алина Костюкова, видеохудожник — Николай Карабинович.
Пьеса «Что такое еврейская музыка» является победителем драматургического конкурса Украинского института «Transmission.ua: drama on the move. Germany» в 2020 году.
— Для меня эта история началась в 2018 году, — говорит Анастасия Косодий. — Я поехала на месяц в Польшу, чтобы собрать документальные истории о так называемом Обмене Народами и Операции Висла (1946—1947 гг.) моя семья по отцу пострадала от этих событий — и на тот момент мне казалось хорошей идеей написать об этом драматургический текст. Я ездила по городам и селам, встречалась с 70-летним женщинами, которые говорили на смеси украинского и польского, и слушала одинаковые истории — мы были в поле, пришел солдат, сказал собираться, имеем час; нас посадили в вагон для скота, мы ехали много недель, многие умерли; а когда мы приехали, то совсем не знали новых земель. Тогда я подумала: звучит так, будто это все одна история, которая повторяется вновь и вновь. И еще я подумала, что не сделаю из этого спектаклей. Тогда я спросила: а кто жил в вашем селе до войны? Да, я знаю, что на 90% это были украинские села в Польше, но были еще 10%, кто были эти люди? Поляки. Кто еще? Евреи. А что стало с евреями? Я спросила — и 70-летние женщины, которых переселили из их сел на север Польши, ответили. Спектакль, конечно, не об этом...
— Писать песни к этому спектаклю было непросто, поскольку вся пьеса — это действительно поиск нового языка, — отмечает Юрий Гуржи. — Достаточно часто рассказы о событиях прошлого воспринимаются абстрактно, как главы из учебника. Можно изучить даты событий и запомнить количество погибших, гораздо сложнее задуматься и почувствовать эти факты. Но на самом деле — без этого нельзя. Поэтому музыка к спектаклю — это песни о сложном, которые, я надеюсь, усиливают эффект от текста.
Премьера спектакля является частью заключительного сезона PostPlayТеатру.
Возрастные ограничения — 18+.