Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чтоб он стал к нам ближе»

Во Львове длится проект с посвящением Модесту Сосенко (1875—1920)
6 августа, 2020 - 09:15

Проект «Познай Пойми Сохрани» осуществляется при поддержке Украинского культурного фонда. Куратор — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела украинского искусства XIX — начала XX века и автор монографии о Сосенко Олеся Семчишин-Гузнер.

Проект имеет несколько составляющих. Первая — это профессиональная фотофиксация сохраненных внемузейных произведений художника, а именно — росписей и иконостасов.

Работы выполняются в Онуфриевской церкви во Львове, также — в церкви Архистратига Михаила в с. Подберезцы Пустомытовского района Львовской области, в Кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Дрогобыче, в церкви Святого Николая в Золочеве и в храме Воскресения Господнего в с. Поляны, что на Золочевщине.

— Работа сложная, но  интересная, — говорит Олеся СЕМЧИШИН-ГУЗНЕР. — Возможность вблизи присмотреться к авторскому стилю художника, мелким деталям, оценить масштабность его образов, дружественно, непринужденно и с взаимной пользой пообщаться с настоятелями, членами церковной общины — это те моменты, которые добавляют уверенности, направляют и стимулируют к последующим действиям.

ХРИСТОС БЛАГОСЛОВЛЯEТ ДЕТЕЙ. ВИТРАЖ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ПО ПРОEКТУ М.СОСЕНКО В ЦЕРКВИ АРХ. МИХАИЛА В С. ПОДБЕРЕЗЦЫ ВОЗЛЕ ЛЬВОВА / ФОТО РОМАНА ЗИЛИНКА

Куратор проекта  подчеркивает о том, что фотофиксация — это большой архив хороших цифровых фотографий росписей, которые впоследствии будут использованы частично в монографическом издании, частично — в подготовке выставки, которая состоится в конце года в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого уже вне рамок проекта, который финансирует УКФ.

Кроме того, проект предусматривает создание сайта-визитки, и это будет ресурс с информацией о художнике и фотографиями по монументальным объектам. Все — в общем доступе.


НА ЛЕСАХ В ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В С. ПОЛЯНЫ / ФОТО РОМАНА ГУКА

Вторая часть — издание монументального исследования о художнике авторства Олеси Семчишин-Гузнер, которая работает над монографией свыше десяти лет. Также будет издан каталог произведений Модеста Сосенко, которые сохраняются в Национальном музее имени Андрея Шептицкого во Львове.

Стоит прибавить, что до этого времени не вышло ни одного основательного издания, в котором была бы рассмотрена музейная и внемузейная наработка Сосенко!

Олеся Семчишин-Гузнер рассказывает, что о необходимости монографии о Сосенко шла речь давно: «Об этом говорил Илларион Свенцицкий. Планировал писать о Сосенко и Николай Федюк, но книжка так и не появилась. В советское время, где-то в 1960-ом, в нашем музее снова актуализировалась фигура Сосенко, но представлялась она достаточно бедно, потому что не шла речь о его религиозных произведениях. Собственно, так, бедно, что вошел Сосенко и в Историю украинского искусства (известную, шеститомную) — за исключением описания его творчества в области религиозной живописи. Акцентировалось на его росписях светского характера в Музинституте имени Лысенко во Львове, отмечались работы в портретном жанре, пейзажи. И уже в 1990-х годах Виолетта Радомская опять подняла историю этой фигуры, начала ездить по церквам. И мы тогда поняли, что внемузейное наследие, храмные его росписи и иконостасы мало сохранены — до наших дней дошло только несколько работ. Но это тоже тогда было начало. Громады возвращали себе храмы. Соответственно, работали над тем, чтобы те храмы достойно открыть, сделать ремонт. И те фрагменты, которые можно было спасти, на то время тоже уже были утрачены. Наверное, все это и сдерживало исследователей в том, чтобы предоставить монографию, потому что что-то не исследовано, что-то не сохранено. Также нужно было время, чтобы изучить религиозную  живопись Сосенко, собрать и проанализировать материал. Вот так оно все и оттягивалось. Хотя и Люба Волошин много работала, исследуя творчество Сосенко. Но так вся эта работа и не получила логического завершения  в виде издания».

Проект «Познай Пойми Сохрани» должен быть реализован до конца октября. Уже сделаны черновые верстки монографии и каталога. Частично материал дан на корректуру. Также ведутся переговоры относительно создания сайта.

Монография, а это — свыше 400 страниц, выйдет тиражом 500 экземпляров. Каталога напечатают 300 экземпляров.

— Работаем на полную. Времени мало. Но знаем, что это нужно сделать, и прилагаем все усилия, — говорит куратор проекта. — Сосенко стоит того, чтобы мы больше уделили ему внимания и дали достойную оценку его творчеству и творческой наработке. Мне хочется, чтоб он стал к нам ближе. Чтобы не был художником, скрытым за крылатыми высказываниями, красивыми фразами, а чтобы мы увидели его художником, человеком, который жил в свое время, имел свои какие-то свои переживания, цели и задачи. Он их выполнил, как по мне, полностью. Я хочу, чтобы все это поняли. И должным образом оценили все, что он сделал.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; фото предоставила Олеся СЕМЧИШИН-ГУЗНЕР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ