Кировоградский театр имени Марка Кропивницкого по своему статусу ничем не отличается от двух десятков других музыкально-драматических театров областного подчинения. Но благодаря уникальному бэкграунду он занимает исключительное место на театральной карте Украины — ведь именно в октябре 1882 года, с первого выступления труппы Кропивницкого (позже Михаил Старицкий, трое братьев Тобилевичей и Мария Заньковецкая официально будут признаны корифеями), начался отсчет новой эры в отечественном театральном искусстве.
«Колыбель украинской сцены» — таким обобщающим штампом десятилетиями обозначали как театр в Кировограде, так и «рукотворное чудо посреди степи» — хутор Надежда, названный Иваном Тобилевичем (Карпенко-Карым) в честь первой преждевременно умершей жены; земной рай, где среди дубов, прудов и непрерывного хозяйственного труда были созданы классические «Сто тысяч», «Хозяин», «Сава Чалый», «Суета», «Житейское море»...
Но все эти определения только тогда будут оставаться справедливыми, когда каждое следующее поколение будет наполнять их своим собственным, живым содержанием.
В этом смысле Кировограду не слишком везло — особенно в последние годы, когда Театр имени Кропивницкого, измученный долговременным и малоперспективным ремонтом, был погружен в громкие распри вокруг смены руководства, которые благодаря Интернету прогремели на всю Украину.
Но, видимо, высшие силы сжалились над театральной колыбелью — поэтому на пороге 130-летия кировоградцы получили и новое руководство, и обновленные стены.
Собственно, на старом месте и фундаменте менее чем за четыре года построен абсолютно новый театр — возведена новая сцена и зрительская часть, смонтировано новое световое и звуковое оборудование... При этом тщательным образом сохранен стиль фасада и полностью возобновлен исторический вид зала. Кировоградцы говорят, что благодарить за все это нужно, в первую очередь, губернатора области Сергея Ларина — за его решительность и неусыпный личный контроль.
Обновление стало комплексным: на место директора театра пришел известный своей успешной деятельностью в Черкассах Владимир Ефимов, а главным режиссером стал (четко по законодательству, на конкурсной основе, что на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом) — Евгений Курман, хорошо известный благодаря работам в Киеве (ТЮЗ, Молодой театр) и Донецке, а также благодаря постановкам в Тернополе, Ивано-Франковске, Одессе, Севастополе и других городах.
«То, что это именно Кировоград, именно Театр Кропивницкого, стало для меня решающим», — говорит Евгений Васильевич. Странно, но создается впечатление, будто он был здесь всегда: прошло каких-то два месяца с момента его назначения, а он уже знает по имени и отчеству всех в театре и в городе, по-хозяйски прогуливается по хутору и строительной площадке, не пропускает ни одного творческого мероприятия, проводит импровизированные экскурсии по местным достопримечательностям...
С новоназначенным главным режиссером театр познакомился непосредственно в процессе работы — традиционный 41-й фестиваль искусств «Сентябрьские самоцветы» был открыт на хуторе Надежда его спектаклем «Богатыри Юга». Помощь коллеге оказал также известный режиссер и продюсер Сергей Проскурня, который предложил для этого собственную пьесу, созданную с помощью работников Краеведческого музея и знаменитой Библиотеки им. Д. Чижевского из переписки корифеев, газетных и архивных материалов. Спектакль получил широкую огласку — ведь вопреки устоявшейся традиции показывать Кропивницкого дородным стариком в шапке и с усами, режиссер и актеры вывели его без какого-либо грима, молодым и рьяным (напомним, Саксаганскому в 1882-м было только 23, Садовскому — 26, Заньковецкой — 28, самым старшим Кропивницкому и Старицкому — по 42).
Дальнейшие планы кировоградцев расписаны буквально по дням: 21 октября — официальное открытие обновленного здания, 27 октября (день в день, как в 1882-м) — «Наталка Полтавка» И. Котляревского, далее — новые спектакли (в частности «Сорочинская ярмарка» по
Н. Гоголю, грандиозная постановка нового главного режиссера, где будет принимать участие весь творческий состав театра), открытие малой сцены, подготовка следующих «Сентябрьских самоцветов» — в измененном формате, также это и театрализованные мероприятия в городе, и привлечение театральных школ со всей Украины, и чтение современной отечественной драматургии...
Все это выглядит уж слишком хорошо. Понятно, не все будет просто и с благоустройством обновленного здания, и с налаживанием микроклимата в коллективе, и с «вписыванием» масштабных творческих планов в нынешние строгие экономические рамки...
Но железная уверенность и оптимизм нового руководства и незримая поддержка патронов театра (бюст М. Кропивницкого буквально на наших глазах опять занял свое место в театральном сквере) дают надежду на то, что колыбель отечественной сцены будет лелеять новые и новые творческие свершения.