Яна Саленко — безусловное явление в балетном мире. Девочка из многодетной семьи, далекой от балета, достаточно поздно (в 12 лет) начала заниматься танцем в киевской балетной школе «Кияночка», завершала обучение (в 2000-м) в Школе В. Писарева, два года поработала в Донецком театре оперы и балета им. А. Соловьяненко, вернулась в Киев, три года была солисткой Национальной оперы Украины, принимала участие в десяти международных конкурсах в разных уголках мира, в пяти из которых стала лауреатом золотых медалей. На одном из них, в Вене, Яна встретила свою судьбу — берлинского танцовщика Марианна Вальтера, выйдя замуж за которого связала свою личную и творческую судьбу с Германией. С 2005 года она работает в труппе Берлинской государственной оперы, а с 2007-го — в статусе примы-балерины.
Напомним, в прошлом году Яна Саленко выступила на сцене столичной оперы в «Лебедином озере». И вот новая встреча с киевской публикой, для которой балерина подготовила программу проекта «Яна Саленко и звезды мирового балета», в которую вошли лучшие образцы балетной классики, а также современного танца в исполнении блестящих танцовщиков из Берлина, Парижа, Лондона, Милана. Но самым большим сюрпризом для зрителей стал показ фрагментов к будущему масштабному балету «Марлен Дитрих», где заглавную партию исполняет наша знаменитая соотечественница.
Почти четырехтысячный зал Дворца «Украина» был покорен с самого первого номера: это было классическое па-де-де «Венецианский карнавал» на музыку Цезаря Пуни, которое было поставлено хореографом Мариусом Петипа как вставной номер к балету «Сатанилла». Этот маленький шедевр великого Петипа исполнила виновница события и ведущий танцовщик Берлинского государственного балета Дину Тамазлакару. В па-де-де из «Лебединого озера» партнером Яны Саленко выступил ее муж и партнер по берлинской сцене Мариан Вальтер, а в па-де-де из «Дон Кихота» — премьер Королевского балета Великобритании Стивен МакРей. «Классическое гран-па» Даниеля Обера в хореографии Виктора Гзовского показали ведущие солисты «Ла Скала» Николетта Манни и Тимофей Андрияшенко. Классические номера перемежались модерном и контемпом: премьер Берлинского государственного балета Мариан Уолтер и солист театра «Ла Скала» Тимофей Андрияшенко исполнили эстетское мужское па-де-де из балета Ролана Пети «Пруст»; симпатичную популярную миниатюру Дмитрия Симкина «Буржуа» рьяно и с юмором станцевал Дину Тамазлакару; сногсшибательный степ в сочетании с классической манерой танца Стивена МакРея произвел настоящий фурор у публики.
ЯНА САЛЕНКО И АРШАК ГАЛУМЯН В БАЛЕТЕ «МАРЛЕН ДИТРИХ» / ФОТО АВТОРА
В концерте сразу в двух ипостасях также принял участие солист Берлинского государственного балета и хореограф Аршак Галумян. Исполнив сольный современный номер в первом отделении, во втором этот талантливый танцовщик показал себя еще и как постановщик: именно он является автором хореографии будущего балета «Марлен Дитрих», три сюжета из которого были показаны киевской публике. Средствами хореографии рассказывается история восхождения на кино-Олимп звезды европейского и мирового кинематографа, актрисы, певицы, законодательницы мод. Ее собственная история развивается на фоне бурных событий современного ей мира: бурное развитие кинематографа от немого кино 1920-х до самым ярких цветных голливудских лент; Вторая мировая война, декларируемое непризнание нацизма, борьбе с которым посвятила свою исполнительскую карьеру тех времен, за что была награждена Президентской медалью Свободы США и орденом Почетного легиона Франции. В 1944 году американскими стратегическими службами был инициирован проект «Musac» — музыкальные пропагандистские передачи, направленные на деморализацию враждебных солдат. Дитрих, проинформированная относительно назначения записей, исполнила несколько песен на немецком языке для этого проекта, в частности любимую песню солдат по обе стороны конфликта «Лили Марлен», под которую разворачивается сольная вариация главной героини в балете.
У этой песни давняя и очень интересная история. Она начинается еще во время Первой Мировой войны, в берлинской казарме, где ждет отправления на фронт 20-летний парень Ганс Ляйп, радуясь лишь периодическим увольнениям из части, во время которых и познакомился с двумя берлинскими девушками, с которыми стал встречаться поочередно. Одну из них звали Лили, а другую — Марлен. Во время одного из ночных дежурств родилось стихотворение, посвященное сразу обеим девушкам, при этом поэт объединил их в одну — в Лили Марлен. И мотив сам собой сложился. Песня настолько понравилась фельдмаршалу Роммелю, что по радио по его распоряжению ее стали транслировать ежедневно, перед сигналом «отбой». Песню услышали британские солдаты, которые воевали против Роммеля, она была переведена на английский, французский. Вскоре «Лили Марлен» стала любимой песней солдат по разные стороны всех фронтов мировой войны. Поэтому и в балете адажио Марлен Дитрих под эту песню в исполнении Яны Саленко призвано стать символом примирения, которое рано или поздно наступает, потому что войны не могут длиться вечно.
«ТЕХНИКА И АРТИСТИЗМ — БЕЗУКОРИЗНЕННЫ!»
— Встреча с нашей бывшей ученицей, которая достигла больших высот на мировой балетной сцене, меня растрогала, порадовала и поразила, — рассказал «Дню» Дмитрий КАЙГОРОДОВ, директор культурного центра «Кияночка» и театра «Молодой балет Киева». — Прежде всего, с профессиональной точки зрения, ее исполнение, техника и артистизм — безукоризненны! Единственный минус — это сцена Дворца «Украина», которая не предназначена для классического танца, а также отсутствие режиссуры, то, что не объявлялись ни номера, ни исполнители. Это всегда обедняет такие большие концерты, превращая их в банальное шоу.
Очень порадовала Яна, ведь сейчас она в блестящей форме, что позволяет ей с легкостью переходить с классики на контемп, исполнять чрезвычайно усложненные фуэте, выдерживать напряженную программу. Растрогала тем, что не забывает свою первую школу в «Кияночке», потому что хоть и завершала учебу в Донецке, у Вадима Писарева, но начинала и базовые вещи получила все же у нас.
Накануне концерта у нас состоялась творческая встреча Яны Саленко с учениками и педагогами колледжа, прямо в репетиционном зале, где она когда-то обретала навыки будущей танцовщицы, она дала интервью. А также дала обещание, что примет участие в юбилейных праздниках нашего молодого коллектива, которые состоятся в следующем году. Порадовало то, что танцовщики высокого международного уровня исполнительства почитают за честь выступать с нашей Яной, тем еще больше поднимая ее реноме.