Девяносто третий сезон Львовского национального академического украинского драматического театра им. Марии Заньковецкой был щедрым не только на премьеры, но и на юбилеи: «круглые» даты отметили актеры Богдан Козак, Григорий Шумейко, Петр Бенюк и Евгений Федорченко. Теперь день рождения празднует Любовь Боровская. Правда, свое пятидесятилетие актриса официально отметит, когда начнется следующий театральный сезон (в сентябре), и это будет ее самый любимый спектакль — «Женитьба» по Гоголю.
По словам художественного руководителя, главного режиссера театра Федора Стригуна, Любовь Боровская очень хорошо зарекомендовала себя сразу же по окончании студии: прекрасно сыграла роль Софии («Безталанна» Карпенко-Карого ). «Я даже не ожидал тогда от молоденькой и неопытной актрисы такого глубокого понимания материала», — говорит Федор Николаевич. — Запомнилась Боровская и в своей постановке — Елены в спектакле «Павло Полуботок». Это была очень сложная роль, потому что малословная, и Люба удивительно молчала»... А еще художественный руководитель театра говорит, что Любовь Боровская — современная актриса. Имеет прекрасное чувство стиля, характера. Умеет думать на сцене. Хорошо чувствует костюм. «И возраст ей — не помеха, потому что становится все интереснее в ролях», — подытоживает главный режиссер.
Телезрители, по-видимому, запомнили Боровскую по работе в десятисерийном фильме о борьбе украинского народа за свое освобождение на заре XIX века — «Время собирать камни» кинорежиссера Владимира Андрощука. На сцене родного театра им. М. Заньковецкой Любовь Боровская сыграла больше 60-ти ролей! В каждом спектакле она такая разная, всегда восхищает публику высоким мастерством исполнения ролей. Она убедительна, создавая образы исторических персонажей — королев, и простых женщин. Ее рисунки создания характеров содержат все тона и полутона — от правительницы до неуверенной в себе женщине, раскрывая самые тонкие черты психологии характеров ее героинь. Боровская на сцене, словно колдунья. Она может быть красавицей и безобразной, романтичной и истеричной... Зрители попадают в плен с первой минуты, забывая, что это театр. Кажется, что Любовь Боровская родилась на сцене и знает все секреты. Но когда мы с актрисой начали разговор, то она созналась, что в театр попала случайно: «Не мечтала, не думала, даже в ту сторону не смотрела».
— Я из рабочей семьи, — рассказала «Дню» Любовь БОРОВСКАЯ. — Родители не переживали: «Не поступишь — будешь работать»! Вначале я мечтала стать ветеринаром, потом врачом, а по окончании школы сдала документы в... торговое училище. Однако быстро сообразила, что у меня проблемы с математикой, и документы забрала. Год работала в больнице, потому что все-таки решила стать гастроэнтерологом. Да и денег на поступление не насобирала и устроилась секретарем-машинисткой в «Будиндустрию». Проработала год, отгуляла и отпуск и... не захотела возвращаться на работу. Как-то шла мимо стенда с афишами, где и увидела объявление о наборе в студию при Театре им. М. Заньковецкой. На вступительных читала «Ніобею» Леси Украинки, пела «Несе Галя воду»... когда уже сдала экзамены и должна была быть зачислена на курс Яременко, выяснилось, что имею в театре «блат» — актер Богдан Козак и моя мама учились в параллельных классах... Нас, студийцев, задействовали в спектаклях: «В степях Украины», «Украденное счастье». А первой самостоятельной ролью стала Баба в спектакле «По щучьему велению» Марка Кропивницкого. (Кстати, в этом сезоне ее обновили, и я снова играю Бабу.) Потом была роль Нади в «Санитарном дне» Коломийца. Наиболее крупная работа — Соломия в спектакле Корнийчука «Богдан Хмельницкий». Затем меня Алла Григорьевна Бабенко назначила по очереди с Людой Разик в «Лісовій пісні» Леси Украинки на роль Русалки.
— У каждого своя судьба: по окончании студии вам предложили остаться в театре?
— Нет. Я должна была идти в Театр ПрикКВО (теперь — Муниципальный театр им. Леси Украинки. — Т.К.), главный режиссер Ротенштейн дал «добро». Но потом театр возглавил Анатолий Кравчук... и я пришла работать в Театр им. М. Заньковецкой. Сначала на испытательный срок — на год. Так и осталась... и с 1982 г. не представляю своей жизни без заньковецкой сцены. Предложения поступали разные, в частности — от Театра Леся Курбаса (многие наши актеры пошли туда работать). Но мой театр им. М. Заньковецкой! Здесь мне очень повезло работать с прекрасным режиссером, и если я что-то умею в профессии, то это благодаря Алле Григорьевне Бабенко. Если меня знает публика, то это благодаря Алле Григорьевне Бабенко. Это отдельная «школа», потому что Алла Григорьевна — интересный, сложный, своеобразный режиссер. У нас взаимоотношения сложные (потому что рождение спектакля это всегда непросто — иногда с битьем посуды, выяснением отношений, но все это несущественно, потому что всем в профессии обязана Бабенко). Именно ей удалось сделать из меня актрису. Хотя у меня были прекрасные педагоги: Козак, Каганова, Кох, Анткив... Однако актерская профессия — это практика. А после репетиций с главным режиссером Аллой Григорьевной уже ничего не страшно! Хотя я, случалось, хлопала дверью. Бывало, что режиссер меня даже снимала с ролей, но, невзирая на это, Бабенко — лучшая!
— Так вы, по-видимому, конфликтный человек?
— Нет. Умею влюбиться в роль. Не упираюсь, пытаюсь воплотить все, что от меня требует режиссер. Прекрасно работала со Стригуном — хотя и мало. Проходила театральную науку с Ротенштейном, Збигневом Кшановским, а также с молодыми режиссерами, которые работали на практике в нашем театре. Даже имею опыт сотрудничества с Марком Захаровым (Московский театр «Ленком») — в спектакле «Проводим эксперимент» (роль Хейли Ларен)... Профессия актера — полностью зависима от режиссера и нужно уметь ждать, чтобы тебя постановщик увидел в роли... Врагов в театре я не имею. Есть приятели, коллеги, партнеры. С актрисами, с которыми делю гримерку, за долгие годы научилась обходить темы, провоцирующие конфликты. Мы помогаем друг другу. На работе мы вместе, а вне работы — нет. Хотя театр — это большая часть моей жизни. Однако если бы стал выбор между театром и семьей, выбрала бы семью. Впрочем, не могу себе представить ситуацию, из-за которой ушла бы из театра.
— Как вам удается совмещать театральные дела и семью?
— Я долго жила только лишь театром. Вышла замуж достаточно поздно — в 35 лет. Родила дочь в тридцать шесть. Мы с мужем (он художник) не мешаем друг другу, потому что являемся творческими личностями. У него есть мастерская, он достаточно закрытый человек, а я публичная и немножко неорганизованная, и мне нужно общение с разными людьми. Муж на спектаклях бывает, но в основном — на премьерах. Когда-то ходил чаще. Иногда критикует. Я ему доверяю, потому что он воспринимает спектакль глазами художника, как картинку: с перспективами, цветом, деталями.
— Каждая роль для актрисы — это определенный этап в жизни и творчестве. Хотелось бы вам вернуться к какой-то роли вам?
— Я очень любила «Безталанну» Карпенко-Карого. В ней потрясающе играли Бернадский и Литвиненко. Это, на мой взгляд, один из лучших ансамблевых спектаклей, от участия в котором получаешь огромное удовольствие, что случается нечасто в театре. Любила также «Гедду Габлер» Ибсена... Но время идет, репертуар меняется и мы, актеры, также...
— Вы окончили факультет театроведения Киевского театрального института им. Карпенко-Карого по той причине, что недовольны качеством театральной критики?
— Я хотела получить высшее образование. Актерство — переменчивая профессия. И кто знает, что будет с нами завтра? Темой моей дипломной работы стала сценография Мирона Киприяна (главный художник Театра им. Марии Заньковецкой). Знаете, после получения специального образования на спектакли начала смотреть другими глазами. Перечитала много литературы по театроведению и режиссуре. Вспоминаю, на тот момент Алла Бабенко сдавала спектакль «Федра» Жана Расина с Ларисой Кадыровой в главной роли. И я сделала полный анализ спектакля... (Это был, вероятно, самый глупый поступок в моей жизни!). Потом длительное время даже спорила с режиссерами на репетициях, что, бесспорно, мешало в работе...
— Кстати, не пробовали ставить спектакли? Ваш художественный руководитель одобряет, когда за постановки берутся актеры. Примеров — достаточно: Григорий Шумейко, Богдан Ревкевич, Орест Огородник...
— Я считаю, что профессия режиссера — это другое миропонимание, то есть режиссером нужно родиться. Мой муж говорит так: «Можно научить рисовать, но художником ты не станешь...». Поэтому, на мой взгляд, можно прочитать строки выдающихся Эфроса, Станиславского, Михаила Чехова, но вряд ли ты станешь после этого режиссером. Каждому нужно заниматься своим делом.
— Хотели бы, чтобы дочь стала актрисой?
— Мы выше говорили о зависимости актера. И я бы, вероятно, не хотела, чтобы моя Саша была такой зависимой... Более того, если бы дочка решила стать актрисой, я хотела бы, чтобы она уехала из Львова.
— Но в вашем театре одобряют династии...
— Я не одобряю. Говорю Саше: нет плохой работы, главное, чтобы ты в ней была счастлива. Объясняю дочери, что все — только в ее руках...
— Юбилей — повод посмотреть на себя со стороны. Хотелось бы что-то изменить?
— Наверно, хотела бы путешествовать, но не имею на это возможности. Наверно, грущу о том, что могла бы сыграть, но не сыграла. Думаю о том, что впереди — роли бабушек, ничего здесь не поделаешь. Хотела бы играть в каком-то другом театре? По-видимому, нет. Во Львове я дома. Хотя иногда задаю себе вопрос: «Зачем я здесь? Что я здесь делаю»? Но это зависит от ситуации: меняется ситуация — исчезает вопрос. Могу ли я на что-то сетовать? Нет! Ролей было достаточно.
— А как стресс снимаете?
— Вяжу и спицами, и крючком. Научилась сама. Вяжу много, а особенно тогда, когда нужно успокоиться. Когда-то связала мужу свитер, который он называет счастливым. Много читаю. Книжек дома так много, что их некуда ставить. Имею в библиотеке немало классики, которые перечитываю под настроение. Люблю просматривать фильмы, которые получили награды на международных кинофестивалях. Или фильмы при участии определенных актеров, например, Мерил Стрип. Просматриваю старые фильмы, например, «Полет над гнездом кукушки», «Зеленую милю». То же со спектаклями — записала «Юнону и Авось» Захарова, причем первую версию — при участии Караченцева, Шаниной и Абдулова. Не могу смотреть ленты, где погибают собаки, потому что сама имею пса — стаффордшира, которого очень люблю.
— А чего вы не любите?
— Всего, что заканчивается на «-зм». Например, фанатизма. И в профессии тоже. Не люблю категоричность и максимализм. Причем чем дольше живу, тем больше понимаю, что во всем должна быть золотая середина. Но все это пришло ко мне с возрастом...
СПРАВКА «Дня»
Любовь Боровская родилась 3 августа 1961 года во Львове. Окончила студию при театре им. Марии Заньковецкой, впоследствии — факультет театроведения Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. В театре им. Марии Заньковецкой работает с 1982 года. Заслуженная артистка Украины имеет большой творческий багаж — роли в более чем 60-ти спектаклях, среди которых — «Безталанна», «Отелло», «Дом, где разбиваются сердца», «Дети Арбата», «Черная пантера», «Орфеево чудо», «Макбет», «Иисус, сын Бога живого», «Гедда Габлер», «Ивонна, принцесса бургундская», «Воспоминание о Соломии», «Дама с собачкой», «Валентин и Валентина», «Благочестивая Марта», «Коварство и любовь». Последняя премьерная постановка, в которой приняла участие Любовь Боровская, — «Женитьба» Н. Гоголя в постановке Аллы Бабенко, где актриса сыграла роль Агафьи Тихоновны.