Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чужие жизни актрисы

8 декабря Лидия Яремчук отметит юбилей на сцене
7 декабря, 2020 - 19:22

Среди ведущих актрис Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки особое место занимает Лидия Яремчук. Ее дарованию подвластно практически любое амплуа — драматическая героиня, яркая, характерная субретка, трагедийно-комедийная «дама среднего возраста». Поэтому, за время работы в театре, а Лидия Григорьевна служит театру с 1968 года, она мастерски создает различные, часто противоположные характеры. В галерее ее образов не встретите ни единого повтора, и все они узнаваемы.

МЕЧТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ

Среди первых ее спектаклей на сцене Русской драмы были «Справедливость — мое ремесло» В. Кашина, «Затюканный апостол» А. Макаенка. Но впоследствии мечта осуществилась! Актрисе удалось встретиться с драматургией Л. Толстого, А. Чехова, Х. Вуолийоки и Б. Нушича с прозой Ф. Достоевского, появилась возможность найти что-то свое, личное, неповторимое в галерее классических женских образов. Она много и интересно работает вне театра. В театре «Сузирья» и театре «Актер» Лидия Григорьевна с успехом реализовала  себя в период вынужденного простоя в родном театре.

Отдельная яркая страница в творческой биографии Лидии Яремчук — это ее моноспектакль «Браки совершаются на небесах». Инсценировку романа Льва Толстого «Война и мир» актриса написала сама. В течение полутора часов она повествует о Наташе Ростовой, раскрывая ее душевный мир. Подарить сценическую жизнь отдельным главам романа Толстого Лидия Григорьевна мечтала многие годы. Вдохновленная произведением, с чтением страниц из романа выступала в различных концертах и делала множество попыток подать этот материал в разных формах. «Не хотелось бы придавать этой истории мистический окрас, но я настолько была полна материалом, что ощущала себя будто беременной на девятом месяце: казалось, вот-вот лопну. И когда я предложила художественному руководителю нашего театра Михаилу Юрьевичу Резниковичу идею этой постановки, он принял ее, и инсценировка родилась стремительно. Текст отдельных глав укладывался так молниеносно, что я не понимала, как осваивала его, в особенности эти сложноподчиненные предложения, которыми писал Лев Николаевич» — призналась Лидия Яремчук.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

...И вновь поиски, репетиции, фестивали и гастроли по разным городам. Благодаря приглашению принять участие в спектакле «Бабье лето», она с успехом объездила США и Канаду.

Актриса с удовольствием идет на эксперименты. Таким своеобразным вызовом стала для Лидии Григорьевны работа в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Здесь она играет две роли. Причем степень перевоплощения такова, что зритель не сразу осознает, что персонажей двое, а актриса — одна. «Из постановки публика должна извлекать какой-то нравственный урок» — считает актриса.

Лидия Яремчук заявила о себе как актриса глубокая, разноплановая, которая за короткое сценическое время умеет воссоздать яркий, многогранный образ, независимо от его жанровой окраски. Сегодня Лидию Григорьевну на сцене Театра им. Леси Украинки можно увидеть в спектаклях: «Бабье лето», «Браки совершаются на небесах», «Дядюшкин сон», «Рождественские грезы», «Спасибо, Марго!». Создавая такие противоположные характеры, актриса практически не пользуется гримом. Тонкая «кинематографическая» мимика, большие выразительные глаза смотрящие на мир открыто и немного грустно, помогают зрителю почувствовать всю палитру переживаний героинь.

«МЯГКИЙ ПЛАСТЕЛИН, А НЕ ПОСЛУШНАЯ КУКЛА»

Лидии Яремчук довелось поработать с разными режиссерами.  Она уверена, что «актер в руках режиссера должен быть мягким пластилином, а не послушной куклой. Работа режиссера в том и заключается, чтобы помочь артисту выполнить поставленную задачу, а не заставить. А я человек вспыльчивый, к сожалению, но, к счастью, воспитанный, поэтому умею сдерживать себя. Но если чувствую несправедливость, молчать не буду — скажу все, что думаю». Конечно, время летит, сменяются эпохи, и искать новые формы спектаклей вполне естественно, но нравственные критерии должны быть в приоритете во все времена.

И, как говорит Лидия Григорьевна, «актер творит для зрителей, для тех, кто приходит в зрительный зал за добром, за светлыми мыслями и чувствами. Одни спектакли заставляют нас думать, другие — чувствовать, третьи просто помогают расслабиться и получить удовольствие. И в этом нет ничего зазорного, все зависит от того, какие задачи ставили перед собой создатели спектакля».

Юбилей актриса встретит на сцене — в лирической комедии «Спасибо, Марго», где исполнит одну из главных ролей — Лизы.

«День» поздравляет Лидию Григорьевну с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, новых ролей и аншлагов на всех спектаклях!

Елизавета ПОСПОЛИТАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ