2 февраля в Национальном театре им. И. Франко — премьера. Пьесу Антона Чехова «Чайка» поставил режиссер Валентин Козьменко-Делинде (он также является сценографом, художником по костюмам и автором музыкального оформления спектакля). Эта постановка рождалась долго. Планировалось, что в «Чайке» сыграют три поколения знаменитой актерской династии, но жизнь внесла свои коррективы (прошлым летом умер Богдан Сильвестрович), и в роли Сорина на сцену выйдет замечательный актер Лесь Заднипровский, а образы Треплева и Тригорина сыграют Остап и Дмитрий Ступка, Заречную репетирует Анжелика Савченко, в роли Аркадиной выступит Людмила Смородина... Получился яркий творческий ансамбль. «День» побывал на репетиции и побеседовал с режиссером, рассказавшем о его новой работе.
— Идея поставить «Чайку» принадлежит Богдану Сильвестровичу. Он репетировал роль помещика Петра Сорина, мечтая, чтобы эта чеховская пьеса появилась в репертуаре Театра им. И. Франко. Однажды Ступка позвонил мне по телефону и сказал: «Давайте сделаем нашу «Чайку», — вспоминает Валентин КОЗЬМЕНКО-ДЕЛИНДЕ. — Чехов и Франко были любимыми писателями Богдана Сильвестровича. Я трижды обращался к этой пьесе классика. Первую свою «Чайку» много лет назад поставил в Киевском театре драме и комедии на левом берегу Днепра (спасибо Э.М. Митницкому, что доверил мне постановку) и ее Ступка видел, ему она очень понравилась. Он даже думал сыграть, как приглашенный артист, Тригорина или Дорна. Затем в Москве я делал антрепризу при Московском художественном театре с участием звезд — Людмилы Гурченко, Татьяны Самойловой, Михаила Глузского, Юлии Меньшовой, Веры Глаголевой, а Богдан Ступка репетировал роль Дорна, но спектакль, увы, не родился из-за организационных вопросов (тогда антреприза только начиналась, были и финансовые трудности). А третья «Чайка» — дипломный спектакль нашего совместного с Богданом Сильвестровичем курса Национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. Поэтому когда Ступка предложил сделать «нашу «Чайку», то я воспринял как итог нашего многолетнего творческого сотрудничества. Кстати, еще во Львове, в Театре им. М.Заньковецкой, он давным-давно играл Треплева — это была одна из лучших его ролей. Поэтому нынешнюю «Чайку» мы посвящаем памяти выдающегося актера Богдана Ступки. Знаете, я до сих пор на репетициях поворачиваюсь в зал, удивляясь, что не вижу там Богдана Сильвестровича... Он, как худрук коллектива, часто приходил на репетиции, внимательно смотрел, а затем мы обсуждали — это было деликатное наблюдение мастера, порой, по-актерски, он что-то подсказывал коллегам. Поэтому нам, франковцам, очень не хватает его зоркого глаза, шутки, потрясающего перевоплощения, когда Ступка сам выходил на сцену...
Пьеса «Чайка» — гениальная! Антон Павлович поднял две очень важные для нас темы — любовь и театр. Я убежден, что эта пьеса о нас сегодняшних, насколько в классический текст мы сможем вложить любви, своего масштаба чувств, философии. А вторая проблема — это наше отношение к театру, в какой мере мы его понимаем, как способ существования, как средством общения с людьми, сколько отдаем сил служению театру, своей преданностью этому великому искусству.
Сюжет развивается вокруг озера. Как говорит влюбленный Дорн (Владимир Нечепоренко): «О, колдовское озеро», как в «Сталкере» Тарковского, существующая вне человека какая-то другая энергия, способная влиять на героев. Это озеро, как отдельный персонаж. Поэтому в сценографии я старался внести ощущения озера многогранного, меняющегося... В нашем спектакле «принимают» участие... Лучано Паваротти и Лара Фабиан, а голоса этих великолепных певцов поднимают планку постановки. В нашей «Чайке» также звучит музыка Доницетти, Россини, Рахманинова. Всей нашей творческой команде создателей спектакля очень хочется, чтобы наша работа не оставила равнодушными зрителей.