Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Даже самые смелые открытия, как правило, основываются на традициях»

Мирослава Которович о внутреннем камертоне, фигуре Отца и благодарность, без которой нет движения вперед
21 августа, 2020 - 11:53
ФОТО СЕРГЕЯ РАЗБЕЙКОВА

24 августа в  20.00 сад «Софии Киевской» наполнится удивительной музыкой и голосом — здесь в рамках фестиваля высокого искусства Bouquet Kyiv Stage будет звучать особенная музыкальная программа в исполнении скрипачки Мирославы Которович, сопрано Сусанны Чахоян, гитариста Владислава Индика и камерного ансамбля «АРТЕХАТТА» — «Букет для маэстро Которовича».

Мирослава Которович и Владислав Индик будут играть знаковые произведения из репертуара легендарного дуэта Богодара Которовича и Петра Полухина. Будут звучать произведения Николо Паганини, Мануэля де Фальи, а также Виктории Полевой, которая специально для этого концерта создала версию своей «Метты» для скрипки и гитары. А Сусанна Чахоян споет без всякого слова, лишь мелодией вокализов, Мориса Жозефа Равеля, Камиля Сенс-Санса, Арно Бабаджаняна, Эйтора Вилла-Лобоса в инструментальном сопровождении камерного ансамбля «АРТЕХАТТА».

Bouquet Kyiv Stage, организован Домом «Мастер Класс», будет проходить уже в третий раз с 20 по 25 августа во дворе «Софии Киевской». Это будет шесть дней музыки, визуального искусства, театра, литературных чтений и дискуссий, интерактивных детских программ и цикл бесед под ясенем с людьми, которые творят изменения. В целом запланировано приблизительно 40 событий, большинство из которых будет транслироваться онлайн.

В этом году темой фестиваля избрали «Город мастеров», чтобы языком искусства рассказать о тех, кто изменял или изменяет мир, а следовательно, и жизнь каждого из нас. Рассказать как о легендарных личностях, так и о тех, кто лишь начинает свой творческий путь, но начинает его ярко и неординарно. Сквозную же идею нынешнего фестиваля его инициаторам подсказал карантин — «Жизнь продолжается!»

В разговоре с «Днем» Мирослава Которович рассказывает о запланированном концерте, творческих установках отца и традициях, которые дают силу.

О КОНЦЕРТЕ

— Этот концерт на День Независимости мы планируем сделать очень камерным. Он будет посвящен Богодару Которовичу, моему отцу и учителю. Мы уже когда-то делали с Сусанной концерт-посвящение двум мастерам нашего города — мастеру скрипки Богодару Которовичу и наставнице Сусанны Чахоян, нашему соловью, как ее называют — Евгении Мирошниченко. Но тот концерт был открытой раной, на разрыв сердца, потому что они тогда только отошли в Вечность. С опытом я вижу, насколько важно ценить своих учителей. Мастерство не может родиться само по себе, и так же оно не преумножится, если мы не будем помнить тех, кто нам его передал. Это счастье, когда Бог подарил настоящего учителя. Нам с Сусанной повезло — у нас были наилучшие учителя.

Уже минуло 11 лет, как  нет отца, и думаю, что в сейчас концерт будет другим, потому что за это время величие его фигуры выросло, оно будет расти и дальше. Мы, музыканты, должны иметь опору. И Богодар Антонович как раз является той личностью, на которую мы можем опираться.

В концерте я хочу передать три составляющие: звучание скрипки и гитары знаменитого на весь Союз дуэта Богодара Которовича и Петра Полухина, что для нас осталось на пластинке; звучание чудесного сопрано Сусанны как образа вдохновения для скрипача, который не только играет, но и поет на инструменте; и те произведения для оркестра, что в моем воображении воссоздают глубокий мир художника.

Для меня отец является фундаментальной фигурой, на которую я равняюсь и в творчестве, и в жизни в целом. Его установки — это мой внутренний камертон. Он для меня является олицетворением Скрипача. Придерживаться его традиций и рваться к лучшему — это основа моего творческого порыва и творческих стремлений.

О ДИАЛОГЕ С ОТЦОМ  И ТРАДИЦИЯХ, КОТОРЫЕ ДАЮТ СИЛЫ

— Эту программу мы подбирали скрупулезно и тщательным образом. Я ориентировалась по просьбе организаторов создать концерт своей мечты. Некоторые прекрасные произведения не вошли в программу лишь потому, чтобы не нарушить общее настроение концерта.

Вообще часто то, что мы видим на выходе, это лишь частица того, что спрятано в глубине. Я говорю и о концертах, и о фестивалях, и о любых художественных процессах в целом. Мой отец говорил: «Миросю, ти не маєш казати в одному концерті всі істини одразу. Навпаки, якщо матимеш ці істини за кадром і покажеш лише частину з них, це наповнить людей на іншому, глибинному рівні, на рівні підсвідомості. Фактично все наше життя — це підготовка до того, що ми будемо грати на сцені й про що ми будемо грати».

В этот вечер это будет мой диалог с отцом, но также это будет подражание традициям. Мне кажется, что традиции — это то, что держит наш творческий мир. Потому что даже самые смелые открытия и ответвления все равно, как правило, создаются на традициях. И это то, что дает мне силы, что питает.

Мне кажется, что отец передал мне не только традиции, но и какое-то внутреннее умение распознавать, где настоящее, а где ненастоящее.  Что говорить музыкой, которую мы исполняем, что отыскивать, что видеть. Кое-что, мне кажется, я вижу интуитивно. Но эта интуиция — это как раз то, что передал мне отец.

Суть проекта — продолжение традиций. Это не может быть так, как делал отец. Для меня отец делал это в совершенстве, непревзойденно. Но то, что я обращаю взор в сторону его совершенства, будто соединяет времена: прошлое, нынешнее и будущее. Те, кто уважает свои традиции, таким образом закладывает традицию уважать традицию. И этот отголосок может быть бесконечным. Я бы очень хотела, чтобы воспоминания о моем отце жили, чтобы свет от его исполнения, от его сердца и сейчас был ощутим. И мне кажется, что такими проектами мы это делаем и преумножаем. Потому что добавляется уже и свет моего сердца.

То, что наш концерт будет ночным — тоже особенное событие. В свое время отец положил начало в Киеве традиции «Ночных серенад», они проходили в Мариинском парке.

Конечно, это будет диалог, это будет благодарность моему отцу за его жизнь, за его творчество, за то, что он был моим отцом.

ОБ УЧИТЕЛЯХ И БЛАГОДАРНОСТИ

— Украшение нашего концерта — Сусанна Чахоян — знаменитое сопрано, дива, которая поет не только в Украине, но и за рубежом. Но кроме удивительного тембра, у нее еще и очень глубокое мышление. Сусанна по образованию еще и пианистка, которая мыслит не просто своей партией, но и абсолютно всей фактурой звучания.

Мы с моим молодым коллективом «АРТЕХАТТА» будем ей аккомпанировать. Коллективу семь лет, я его создала, потому что этот фонтан уже должен был вырваться на волю. В тот момент у меня не было другой возможности проявить себя в камерном ансамбле, чем создать его самой. Предложила своим студентам, вдохновила — и вот уже восьмой год часть из них до сих пор со мной, часть — была лишь в какой-то период. И этот коловорот породил очень много интересных проектов, которые базировались на каких-то личных историях, переживаниях, ассоциациях. И потом они резонировали с более объемными историями. Это так интересно, как из маленького зернышка может родиться что-то большое, что будет резонировать с действительно масштабными событиями человечество.

Мы с Сусанной будем исполнять исключительно вокализы. Это песни, мелодии и музыка без слов. Когда голос приближается к инструменту, а инструмент пытается стать «подушкой» для голоса и поддержать его. Кружева между голосом и инструментальным звучанием. Эта программа чрезвычайно красива, она успокаивает души людей и, возможно, перенесет их в детство, в состояние покоя и уюта. И все это в окружении бесспорной красоты «Софии Киевской».

О ПОИСКЕ ГАРМОНИИ

— Главное для меня — идея. Если она есть, если она настоящая и хрустальная, то к ней, как к магниту, притянется и репертуар, и свободное время для репетиций. Для меня вообще репетиции — самое ценное время для самовыражения, для бурления творческой энергии. Самое интересное, определенно, происходит именно на репетициях, во время поисков гармонии, во время поисков главной мысли выступления.

С этим концертом было так же —  сначала у нас выкристаллизовалась идея, а затем до нее подтянулись произведения. Некоторые из них я уже исполняю то в одном концерте, то в другом — по одному-двум мы их будто показываем слушателю. Ведь одно дело играть дома, и совсем другое — играть на публике. Во втором случае могут быть откровения. Потому что когда первые разы исполняешь произведение, то будто наблюдаешь за ним со стороны, ставишь себя в роль слушателя. И это очень сложно. Поэтому я постепенно пробую то одно, то другое произведение — как оно будет жить на людях, как будет чувствовать себя на свободе.

О ВИБРАЦИЯХ МЕСТА

— Это моя особенность — тонко чувствовать вибрации места. Когда-то мы выступали в парке города Брацлав, и я прямо на сцене почувствовала чрезвычайную акустику. Я не понимала, откуда и почему скрипка становится такой объемной. Я тогда сказала слушателям: «Я вам просто завидую, что у вас есть такое место, в котором инструмент так раскрывается, и я очень счастлива здесь играть». Впоследствии ко мне подошло один из организаторов концерта и говорит: «А вы знаете, что здесь когда-то была церковь, и вы играете на месте алтаря?» Как я могла это почувствовать? Я не знаю. Но мне сложно играть, если концерт где-то в подвале. Я буквально чувствую, что мне трудно пробить это пространство, что инструмент будто задыхается. Или в местах, где состоялись тяжелые события. А есть места, которые удивительно раскрывают инструмент.

Конечно, мы можем формировать программу или гармонизовать ее в соответствии с местом. Или место нам может помочь раскрыть весь информационный потенциал, заложенный в музыке. Потому что в музыке заложено действительно много информации. Как правило, талантливые, одаренные композиторы получают ее в концентрированном виде уже как сформированную мысль. И эта мысль, конечно, раскроется лучше в намоленном месте. Идет речь не только о молитвах. Место может быть намоленным художественными проектами, которые там проходят, тогда пространство становится будто живым. «София Киевская» — именно такое место.

О ГОРОДЕ МАСТЕРОВ

 — Для меня слово «мастер» ассоциируется с трудягой. И этот кропотливый труд, который люди ежедневно делают, чтобы стать мастерами, является, по-видимому, одновременно и наградой. Потому что когда человек в восторге от чего-то, у него нет желания углубляться в какие-то сомнительные вещи, принимать участие в суматохе. Когда его кропотливое дело умножается на Божью благодать и дает результат, тогда человек может называться мастером.

Мне кажется, в этом случае мастера — это люди, которые живут в городе или  приехали специально творить в этом городе и для этого города. И здесь город становится площадкой, где пересекаются таланты и вибрации художников. Все вместе мы творим единый «вибрационный ковер».

Я была прошлым летом на Сардинии. На главной площади одного из городков проходил праздник, танцевали традиционные коллективы. А по всей площади, просто на мостовой, были разложенные ковры ручной работы, которые принесли жители города. Люди соединили на площади не просто ковры, а символы своих домов. Этот общий ковер простирался по улице и объединял людей. И это, мне кажется, очень красивая метафора к тому, что будет происходить  во время Bouquet Kyiv Stage, — ковер из творческих вибраций сплетется в одном месте.

Ценнее всего, что делает Дом «Мастер Класс», — это собирает в одном пространстве таланты, которые здесь живут и творят. И провоцирует их творить. Организаторы предлагают конкретные концерты, конкретные даты, — и человек сияет. Потому что у него уже есть сроки, когда нужно расцвести. И то, что «Мастер Класс» делает это не раз в год, а все время — уже миссия. А Bouquet Kyiv Stage — это результаты их ежедневной работы, подарок качественного концентрированного контента. Музыканты в это время становятся единым букетом, единым коллективом.

 СПРАВКА «Дня»

Мирослава Которович — украинская скрипачка, заслуженная артистка Украины, доцент кафедры скрипки Национальной  музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского. Родилась в Киеве в семье выдающегося скрипача Богодара Которовича и арфистки Натальи Кметь. Окончила Национальную музыкальную академию Украины им. П.И. Чайковского. Много лет сотрудничает с коллективом Гидона Кремера «KremerataBaltica». Выступает с Национальным ансамблем солистов «Киевская камерата», Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины, Национальным заслуженным симфоническим оркестром телерадиокомпании Украины и другими ведущими коллективами. Организатор и член жюри I Всеукраинского конкурса скрипачей им. Б.А. Которовича (г. Киев). В 2013 году объединила молодых музыкантов, студентов и выпускников Национальной музыкальной академии, Творческую мастерскую — камерный ансамбль «АРТЕХАТТА».

Мария СЕМЕНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ