«Іванова переберія» (можно адаптировать это емкое название как «Иванов карнавал» или «Многоликий Иван») — фестиваль, который ежегодно проводится в Черновицкой области в память о своем гениальном, всемирно известном земляке — актере, режиссере, сценаристе, композиторе — талантливом и красивом Иване Миколайчуке. Проходит он в середине июня, поскольку Иван родился 15 числа шестого месяца, здесь, на Буковине, в селе Чертория Кицманского района Черновицкой области. В нынешнем году Ивану Миколайчуку исполнилось бы 76, но уже 30 лет, как его нет с нами...
«НА ГОСТИНИ ДО ІВАНА»
Эта скорбная цифра кажется придуманной, потому что, когда мы — делегация Национального cоюза кинематографистов Украины — ехали из Черновцов в Черторию (расстояние — 36 км), там и сям, вдоль дороги, около домов, стояли накрытые столы с караваями, домашними разносолами, графином вина или шкаликом медовухи. И рукотворные плакаты — «На гостини до Івана». Любой человек мог подойти, выпить рюмку за легендарного земляка, сказав понятную, но не повторимую в другом языке фразу: «Я п’ю до тебе, Іване!», перекреститься и постоять молча, вспоминая его яркие роли в кино — великого украинского Кобзаря и Ивана Палийчука из прославивших актера фильмов «Сон» и «Тени забытых предков», Фабиана («Вавилон ХХ»), Петра Дзвонаря («Белая птица с черной отметиной»), Ивана Герасименко («Комиссар»), многие другие (здесь его творчество знают наизусть),или просто переброситься анекдотом про киношников со случайным встречным, и идти-ехать себе дальше. Создавалось впечатление, что это режиссерская придумка самого Ивана Миколайчука — чтобы поездка в его усадьбу была не обременительной, а легкой и веселой. Да, по сути, так оно и есть: говорят, Иван мечтал, что настанут такие времена, когда он подзаработает денег и в свой день рожденья выставит по обеим сторонам дороги из Черновцов в родное село щедро накрытые столы, а гости будут идти на его праздник пешком, останавливаясь передохнуть у гостеприимных хозяев, «подзаправиться», спеть песню под настроение... Слова, как известно, материализуются, и вот уже три десятка лет именно такую картину может наблюдать каждый, кто попадает в эти летние дни на Буковину. Мы ехали без остановок, поскольку друзей и коллег Ивана ждали в Чертории, где состоялись главные празднества, но не отлипали от окон, потому что наш автобус ждали и приветствовали на всем пути...
А в маленьком селе Чертория (по переписи населения 2001 года — всего 685 жителей) уже все было готово к фестивалю, на который съезжаются много лет подряд сотни поклонников Ивана Миколайчука, кинематографисты, туристы со всей Украины. Заглянувших «На гостини до Івана» хозяева района и области обычно встречают хлебом-солью у въезда в село, и чтобы попасть в музей-усадьбу Ивана Миколайчука, что стоит на пригорке, нужно пройти метров 200 по дороге, вдоль которой сплошными рядами выстроились сувенирные лавки. Деревянные поделки, украшения из бисера, керамика, божественной красоты буковинские вышиванки настолько хороши, что иногда на этом маленьком отрезке пути гости задерживаются часа на два! Причем, от искушения все рассмотреть, примерить не удерживается никто — кинорежиссер Роман Балаян, например, перемерял с десяток шляп (день был знойный) и остановился на соломенном брыле, ставшем дополнительной приманкой для киевских и местных фотографов.
Когда казалось, что до цели остались считанные шаги, нас подстерегло иное — гастрономическое — искушение. На большом лугу полукругом были расположены навесы с домашними угощениями изо всех одиннадцати районов области: огромный ассортимент сыров на любой вкус, голубцы, вареники, выпечка, таящая во рту, ну и конечно — копчености, сало, медовуха и местный «виски». «Понаехавших» узнавали издалека и с шутками-прибаутками зазывали продегустировать буковинскую кухню, которая, конечно же, у каждого хозяина была самой лучшей. Денег никто за угощение не брал (в этот день так заведено), а когда один из членов нашей делегации спросил, нельзя ли купить домой понравившеюся ему местную настойку, ее автор ответил, что на продажу сегодня ничего ни привозил, а настойку делал «специально для Ивана»... Но тут же любезно дал свой телефон, добавив, что для друзей их знаменитого земляка сделает эксклюзивную партию и сам переправит в Киев. Искренность, доброжелательность, коммуникабельность хозяев была настолько располагающей и обезоруживающей, что мы и здесь задержались сверх положенного времени. И только когда Людмила Адамовна Калинкауцкая, главный организатор, мотор и душа феста, и наша «путеводная звезда», объявила «штормовое предупреждение», мы, наконец, добрались до Ивановой хаты...
Небольшой двор усадьбы был заполнен до самых укромных уголков: кому не хватило лавок, стояли, сидели на траве. Открытие фестиваля — не формальное: собравшиеся просто вспоминали Ивана, говорили важные и теплые слова. А самым кратким и эмоциональным было, наверное, выступление коллеги и друга Миколайчука Романа Балаяна, которого многие в Чертории знают не только по его фильмам, но и лично — он приезжает сюда почти каждый год. «В Украине есть только три великих кинематографиста — Довженко, Параджанов и Миколайчук. Все остальные — мелочь...». Наверное, это преувеличение, но такая оценка роли земляка черторийцев в киноискусстве страны пришлась собравшимся по душе, тем более, что высказал ее талантливый режиссер, и аудитория разразилась аплодисментами. Сестра Ивана Фразина Грицюк поблагодарила всех, кто помнит и чтит память ее брата и пригласила гостей к столу. Увы, мы не могли воспользоваться уникальной возможностью пообщаться с родными, одноклассниками, односельчанами Ивана Миколайчука, потому что должны были ехать дальше — мероприятия фестиваля в эти дни проходят по всей области. А праздник продолжался до позднего вечера — пришедших «На гостини до Івана» ждал концерт народных и фольклорных коллективов из разных городов и сел области, театральное предствление, да и ярмарка продолжала гулять и веселиться...
БЕССАРАБСКИЕ МОТИВЫ
Правда, все, о чем я рассказала, произошло на второй день пребывания делегации Национального союза кинематографистов Украины на родине Ивана Миколайчука. В состав мощного»десанта» вошли режиссеры Роман Балаян, Тарас Ткаченко, Аркадий Микульский, оператор Виталий Зимовец, кинорежиссер и киновед Владимир Горпенко, кинокритики Лариса Брюховекая и Владимир Войтенко, киноведы Станислав Сукненко и Лена Парфенюк, композитор Владимир Губа, актеры Алла Сергийко и Юрий Рудченко, заместитель директора Киностудии им.А.Довженко Елизавета Плесконос, журналист Стелла Кломинская, продюсер Валерий Сардудинов и другие. Все они так или иначе знали Ивана — учились, работали с ним, писали о нем статьи, снимали телепередачи, просто дружили, и потому встретиться с такой командой хотели жители многих городов и сел Черновицкой области, где помнят и ценят своего талантливого земляка не только по памятным датам. «План-перехват» сработал, и, не доехав ста километров до Черновцов, мы попали в удивительное место — поселок Кельменцы. Я долго не могла запомнить это название, пока мне не рассказали легенду его происхождения.
Первые упоминания о поселении датированы 1559 годом. Говорят, приглянулись эти края то ли корчмарю, то ли ростовщику по имени Кельман. Дом, в котором он жил, стали называть домом Кельмана, а людей, служивших у него, кельменцами. Отсюда, и Кельменцы. Сегодня это поселок городского типа, районный центр области, находится он недалеко от Молдовы — менее, чем в двухстах километрах. На территории района проходит граница с соседним государством, ее протяженность 72 км, а в самих Кельменцах даже находится пункт контроля через государственную границу с республикой Молдова. Близость Бессарабии, естественно, оказала влияние и на народные обычаи, и на национальные костюмы, есть заинствованные слова и в языке.
Кельменчане встречали нас на площади перед районным Домом народного творчества и досуга. Конечно же, с традиционным гостеприимством. Конечно, в вышиванках. Кстати, кельменецкая вышивка очень отличается от общеизвестной буковинской, ее узоры более сдержанные, но так красивы и изысканны, что тотчас захотелось примерить вышиванку на себя, а еще лучше — приобрести такую уникальную вещь, чтобы потом поразить столичных модниц и модельеров. Наверное, так бы и получилось, да вот только времени на поиски не было, потому что нас ждали инсценированное театральное действо «бессарабская свадьба» и концерт, которые подготовили юные (и не очень) актеры. Сказать, что зрелище поразило, не сказать ничего: танцы просто взрывали зал своей экспрессией и свободолюбием (да-да, именно гордым самосознанием были пропитаны все движения актеров, никакого намека на «шароварщину», а только упоение жизнью сегодня и сейчас в стране, которую называют Украина), а заразительные песни хотелось подпевать, хотя не знаешь слов, да, по правде, и с вокалом (как у меня) не сложилось...
Завершая концерт, актеры спустились в зал, чтобы завязать гостям на память (от сглаза и болезней) красные шерстяные ниточки на руке. И хотя играла музыка, процедура стала затягиваться — делегация была довольно большая. И тогда веселый и находчивый продюсер Валера Сардудинов начал приплясывать, помогая разрядить обстановку. Его примеру последовали все остальные, и вот так, хороводом, нас и проводили до автобуса.
Эта первая встреча на черновицкой земле сразу же задала тон поездке, установила температуру взаимоотношений, и уезжая, мы уже планировали приехать в Кельменцы на следующий год. Вот тогда можно будет и вышиванку присмотреть, и пополнить словарь украинского незнакомыми раньше словами и выражениями. Во время нынешнего визита я узнала, например, что «фудульна дівчина» — значит, «гонорова», «бухурець» — «хлопець», а «гацапулька» и «вивать»... — что вы подумали? Нет... Это просто названия танцев. И еще: вчитайтесь внимательно в поэтическую фразу «келих п’янкого трунку»... Красиво, правда? А речь идет всего-навсего о травяном напитке...
ГНЕЗДО «БЕЛОЙ ПТИЦЫ...»
Утро следующего дня, когда мы только предвкушали черторийские впечатления, началось с возложения цветов у памятной доски Ивану Миколайчуку. Казалось бы, протокольное событие, но и тут таилась интрига. Журналист Стелла Кломинская, например, вспомнила, что много лет назад присутствовала при ее открытии, но сегодня не узнавала ни саму доску, ни улицу, названную в честь актера. Оказалось, память ее не подвела — и знак был другой, и улица не та. В прошлый раз кто-то из чиновников поспешил, дабы поставить галочку о проведении мероприятия, и мемориальную доску водрузили в случайном месте, которое никакого отношения к Ивану Миколайчуку не имело. Сменилась власть, пришли дотошные и неравнодушные люди, и настоящий знак уважения знаменитому украинскому актеру и режиссеру находится в настоящее время на улице, где юный Иван несколько лет подряд ходил на занятия в Черновицкое музыкальное училище, которое окончил в 1957 году... Однокурсник Ивана Миколайчука доктор искусствоведения Владимир Горпенко, волнуясь, внес предложение заменить на доске слово «видатному» на «геніальному», тогда, сказал он, истина восторжествует. А председатель Национального Союза кинематографистов Украины Тарас Ткаченко пообещал, что сделает все возможное, чтобы возродить в стране кинофестиваль национальных фильмов имени Ивана Миколайчука. Не знаю, сбудутся эти планы или нет — несколько дней назад Тарас Ткаченко сложил должностные полномочия. Кто придет на его место, пока неизвестно...
А после посещения Чертории наша делегация разделилась на две группы: одна поехала в Черновцы, где в кинотеатре перед демонстрацией фильма «Пропала грамота» состоялась встреча кинематографистов со зрителями. А вторая (актриса Алла Сергийко, кинокритик и ведущий телепрограммы «Аргумент кино» Володя Войтенко и режиссер Тарас Ткаченко, к которым присоединилась и я) отправилась в Вижницу, где стартовал Открытий фестиваль украинского документального кино и песни «Миколайчук-фест». Его организовала в прошлом году, когда отмечался 75-летний юбилей актера и режиссера, почетный президент фестиваля — вдова Ивана Миколайчука, народная артистка Украины Маричка Миколайчук. Девиз — «Бачити і чути рідне».
В день открытия феста состоялся специальный показ фильма «Гнездо горлицы», отдельные эпизоды которого снимались в Вижнице. Режиссер Тарас Ткаченко, представляя картину, сказал, что ему очень важна реакция зрителей, собравшихся в зале, потому что они в определенной степени его соавторы, и почувствуют любую экранную неправду.
Казалось, все складывается замечательно — прекрасный концерт, гостеприимные хозяева, но я немного загрустила, потому как рвалась в Вижниц уеще и потому, что была наслышана о магической красоте этого края, который манит кинематографистов и где снимались эпизоды украинской классики — «Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенко и «Захар Беркут» Леонида Осыки. Мы же из-за плотности графика не успели даже прогуляться по центру Вижницы, о чем я вскользь посетовала руководителю народного аматорского вокально-инструментального ансамбля «Смерічка» Антонине Клоцкой и солистке Наталье Шолевой. И тут — как по мановению волшебной палочки — буквально через 10 минут в нашем распоряжении оказался комфортабельный автомобиль, а еще через пять — мы были на живописном берегу реки Черемош, именно там, где почти 50 лет назад чувственная камера оператора Вилена Калюты наблюдала за молодыми Иваном Миколайчуком, Богданом Ступкой и Ларисой Кадочниковой, которые еще не догадывались, что Юрий Ильенко снимает шедевр. А наши очаровательные гиды Тоня и Наташа наперебой рассказывали об истории Вижницы, о своем коллективе, о креативной и неравнодушной Наталье Додяк, начальнике отдела культуры Вижнецкой районной госадминистрации, о том, что»Смерічка» три раза ездила в зону АТО и дала там 29концертов... Закончилась наша спонтанная экскурсия на мосту, соединяющем Черновицкую и Ивано-Франковскую области, где едущим в сторону Буковины, шутливо говорят: «Ты к румынам?», а направляющимся на Ивано-Франковщину: «К полякам спешишь?»...Когда мы фотографировались на память на фоне этой нереально кинематографической природы, хотелось похулиганить и прокричать, чтобы в горах откликнулось эхо: «Жизнь прекрасна!», но было неловко. Теперь жалею.
ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
А поутру мы уже ехали в Киев и делились впечатлениями с группой, которая провела предыдущий вечер в Черновцах. Они рассказывали о прощальных посиделках, мы — о Вижнице и музее Маланки в Вашкивцах, куда заезжали по дороге и в который неприменно нужно вернуться зимой, на Рождество, чтобы «поводить козу», поколядовать, примерить костюм кого-то из персонажей праздника — например, «Козака» или «Вулана», а, может, и самой Маланки... Или одну из ста оригинальных масок, которые делают только там, в Вашкивцах. Хранители музея дают добро на переодевание в раритетные костюмы во время праздника. А на привале, распаковав корзины с аппетитной снедью, которыми снабдила нас неугомонная Людмила Адамовна, вспоминали всех, кто причастен к «Івановой переберії» — начальника управления культуры облгосадминистрации Веру Китайгородскую, губернатора области Александра Фищука, и, конечно же, саму Людмилу Калинкауцкую, директора Черновицкого областного «Киновидеопроката», и ее маленькую, проверенную временем команду, без которых этого красивого и искреннего праздника просто не было бы.