Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Денис МАТВИЕНКО: «Цирком в балете я уже пресытился»

14 августа, 2007 - 19:14
ДЕНИС МАТВИЕНКО / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Знаменитый украинский танцовщик — один из самых заметных участников нынешних гастролей балета московского Большого театра в Лондоне.

Премьер Национальной оперы Украины обладатель множества балетных наград и трех Гран-при международных конкурсов — в Люксембурге (1997), Будапеште (1998) и Москве (2005), Денис Матвиенко исполняет более 25 главных партий классического и современного репертуара, пишет gzt.ru. В партнерстве с московской примой Светланой Захаровой он открыл нынешние лондонские гастроли Большого, исполнив главную партию в «Корсаре», а теперь танцует Спартака и свою коронную роль Базиля в «Дон Кихоте».

— Денис, вы много танцуете с разными труппами и на всевозможных фестивалях и создается впечатление, что уже не осталось ни одной балетной акции, где бы вы не участвовали.

— Ну так я же хохол, и как у нас говорится, « что не съем, то понадкусываю». Каждый выбирает по себе. Некоторым хорошо в одном театре, где они отстаивают ведущее положение. А у меня другой характер: если я неделю куда-то не еду, мне начинает казаться, что все проходит мимо, что про меня забыли. Жизнь танцовщика так коротка. Пока танцуешь по-настоящему, надо успеть сделать максимум возможного. И дело не в деньгах, всех не заработаешь. В первую очередь мной двигают артистические амбиции. Стремление показать то, что я могу делать хорошо, желание освоить что-то новое. И потом, я свободолюбивый. Мы и так все время от чего-то зависим, поэтому я, где могу, стараюсь быть независимым.

— Какой репертуар вы считаете наиболее для вас подходящим и какой хотели бы освоить?

— В Москве меня часто воспринимают как исполнителя трюков, а не лирика. Хотя больше всего в своей жизни я танцевал Принца в разных редакциях «Лебединого озера» (в 150 спектаклях). Но зрители хотят зрелища, прыжков выше головы. Не важно, есть ли в этом смысл или шарм. Чем выше, тем круче! Я с этим не согласен, все должно быть в меру. Но вкус и стиль сейчас востребованы нечасто. За два года в Большом театре я множество раз станцевал «Лебединое озеро», а «Спящую красавицу» предложили только однажды, но я не смог из-за болезни. «Ромео и Джульетта» в Большом театре ныне не идет, а «Легенда о любви» — очень редко. Так в чем москвичи могли меня видеть? «Дон Кихот» — да, он идет постоянно, но я уже подумываю о том, чтобы отказаться от этого балета. Мне хочется переходить на другой репертуар, драматический. Цирком в балете я уже пресытился.

— А в других театрах вам удается компенсировать это однообразие?

— Я очень хотел танцевать спектакли английского классика ХХ века Кеннета Макмиллана. Недавно исполнил в Японии его «Манон» и «Ромео и Джульетту». Мечтал о «Спартаке», и, к счастью, это желание сбылось в Большом театре. Еще я мечтал о хореографии Рудольфа Нуриева, и вот в марте этого года в Париже я станцевал его «Дон Кихот», а в мае в «Ла Скала» — «Спящую красавицу» со Светланой Захаровой.

— Чем вас привлекла хореография Нуриева? Он ведь ставил партии в расчете на себя, и многим сильным исполнителям эти танцы не идут, и как будто костюм с чужого плеча.

— Мне было просто любопытно. Рудольф Нуриев очень много сделал в балете. Он повлиял на развитие современного мужского танца в Европе, оставил большой репертуар. Для любого танцовщика естественно этим поинтересоваться. Не то чтобы я предпочитал его версии классики. Мне просто хотелось попробовать свои силы в его спектаклях, понять его подход к движению, построению комбинаций. У него везде акцент на мужской танец, очень тяжелые партии, насыщенные техникой.

— При таком плотном расписании гастролей где вы чувствуете себя дома?

— Творчески — в Москве, Токио, Милане, Париже, театрах Японии и Америки. То есть везде, где ты нужен. А в личном плане — в Киеве, там где живут родители. Они тоже танцовщики, но их специальность — народный танец. Они меня и отдали в балет. Я-то в детстве занимался футболом, но потом почувствовал, что танец — это мое.

— На родине вами гордятся? Вы начинали карьеру в Национальной опере Украины. Часто ли выступаете в Киеве?

— Родители, друзья, поклонники — да, гордятся. А в Национальной опере — не знаю. Может быть, прячут эту гордость куда-то. В Киеве прекрасная балетная школа, основанная ученицами Вагановой. Киевский театр в свое время был третьим после Большого и Мариинского. Но ныне говорить о расцвете украинского балет, увы, не приходится и это меня очень огорчает.

Ярослав СЕДОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ