Этот спектакль создан по мотивам известной повести Ивана Франко «Для домашнего очага». Премьера произвела очень приятное впечатление, хотя, казалось бы, все здесь уж слишком просто, и даже упрощенно — в угоду детективному жанру. Револьвер, что, как известно, должен выстрелить в финале, торчит из чемодана уже в самом начале. С тем револьвером в дальнейшем играются неоднократно, словно в каком-то вестерне.
Символ «домашнего очага» — набор детских кукол — способен вызывать скептическую улыбку у театрального гурмана. И все-таки спектакль берет за живое и заставляет ваше сердце оттаять. Потому что детектив детективом, а в действительности это чистой воды мелодрама — простодушная, наивная и искренняя, старая хорошая мелодрама. А из киевских сцен в последнее время мелодрамы почти совсем исчезли — и вот, оказывается, душа за ними соскучилась.
А еще этот спектакль может похвастаться несколькими хорошими актерскими работами. Неординарный Станислав Мельник в роли полицейского Гирша. Актер не прячет свою юность и мальчишество под гримом — и при этом, на наших глазах, превращается в потустороннее существо, настоящего вурдалака. Его роль отточена с почти эстрадной завершенностью.
Еще одна яркая ипостась дьявольщины — Барон в исполнении Евгения Ковырзанова. Бледное лицо этого персонажа выныривает из темноты — как утопленник, что всплывает из глубины вод. А когда какой-то персонаж этого спектакля позитивный — то он, конечно же, безукоризненный в своей позитивности. Например, Редлих в исполнении Юрия Фелипенко. С наслаждением слушаешь его диалоги с Антосем и ловишь себя на мысли, что давно уже не слышал слова «честь» и «позор», вымолвленных так естественно и ни без всякой двусмысленности, типичной для нашего весьма двусмысленного времени.
Главные герои, Анеля (Екатерина Шенфельд) и Антось (Игорь Николаев) в первой части спектакля несколько сдержаны, словно «недопроявленные» — возможно, это дань детективному жанру, чтобы в финале неожиданно поразить публику. В конечном итоге, это срабатывает. Финальный монолог Екатерины Шенфельд — элегантно мощный, без натиска и нарочитости, но с замечательной внутренней силой. Молчаливый взгляд Игоря Николаева надолго запоминается в сложных крупных планах, почти без слов — например, когда он стоит в пройме дверей и ждет прихода полиции.
Интересно, что Антось-Николаев портретный, как родной брат, похож на режиссера Игоря Матиива. Конечно, это не было специально задумано, а всего лишь субъективное впечатление, но в театре такие впечатления весят много, и та «схожесть» добавляет спектаклю определенный шарм и теплоту «домашнего очага».
Рискнем допустить, что это — наверное, самый целостный из спектаклей, поставленных Игорем Матиивым в стенах Театра на Подоле.
Следующий показ «Имитации» состоится 26 декабря на Камерной сцене (Зал Игоря Славинского).