Форум организовывает Львовская национальная филармония. В афише - 9 концертов и «Ночь «Контрастов». Стоит напомнить, что фестиваль основан в 1995 году по инициативе дирижера Романа Реваковича (Варшава), композиторов Мирослава Скорика и Юрия Ланюка и музыковеда Яремы Якубяка (Львов). Впоследствии к организации мероприятия присоединился харьковчанин, композитор Александр Щетинский.
Концепция фестиваля с момента основания остается неизменной - представить современную украинскую музыку в контексте мировой. Год от года программа «Контрастов» широко представляет разные генерации украинских композиторов, а специальные акценты сделаны на музыке стран Восточной Европы и классике ХХ в. Хорошая традиция каждого фестиваля - несколько мировых и украинских премьер.
Об особенностях «Контрастов-2021» «День» расспросил коммерческого директора по развитию современной музыки Львовской филармонии и исполнительного директора фестиваля композитора Богдана Сегина. А первый вопрос от «Дня» касался темы фестиваля - «Past-moderne /post-moderne».
- Это такая игра слов, которая была еще 20 лет назад придумана Владимиром Сивохопом (генеральный директор Львовской национальной филармонии. - Т. К.) и уже покойным Романом Стельмащуком (музыковед, композитор, основатель Фестиваля старинной музыки во Львове. - Т.К.), - говорит Богдан Сегин. - Они тогда организовали проект ко Дню Европы, а проходил он не только во Львове, но и в замках Львовщины. И мне эта игра слов очень понравилась, потому что past-moderne - это прошлое настоящее, а post-moderne - это постмодернизм. И оно очень привязалось к программе XXVII «Контрастов», которая состоит не только из музыки современных украинских композиторов, но и той, что написана раньше, а также будет много у нас премьер. А еще в этом году у нас будет визуализация. Львовская художница Александра Головатая подготовила к фестивалю экспозицию своих новых работ, одна из которых использована для визуализации «Контрастов». А в целом ее выставка продлится до конца фестиваля - от 1 до 10 октября, в фойе филармонии.
- Как составили концерт-открытие «Контрастов»?
- Этот концерт, как и концерт 3 октября, инициирован членом совета фестиваля Владимиром Сивохопом. Открытие «Контрастов», а приходится оно на День музыки, сочетает музыку авторов из Чехии, Германии, Швейцарии, Франции и Украины. Виолончелист Йонас Краенбюль, пианистка Андреа Висли и Академический симфонический оркестр Львовской филармонии под руководством Владимира Сивохопа исполнят премьеры Яна Клусака, Ганса Шойбле, Германа Гьотца и Леона Боэльманна. Прозвучит в этот вечер и «Adagio памяти Мирослава Скорика» украинского композитора Богданы Фроляк.
ЦЕНТР ПАРТНЕРСКИХ ПРОЕКТОВ
- В программе есть общий проект с Центром Андрея Шептицкого. Среди инструментов указана даже маримба...
- Это, опять же, к объяснению темы «past-moderne / post-moderne». Нынешние «Контрасты» являются центром партнерских проектов. Центр Шептицкого несколько месяцев назад получил грант от Украинского культурного фонда для творческой резиденции в поддержку талантливых украинцев - для создания новых культурных артефактов. Соответственно, во Львове находится композитор, один из резидентов, который, по условиям гранта, создает новое музыкальное произведение. Композитор выбрал такой состав инструментов: флейта, кларнет, маримба и струнный квартет. И под этот состав филармония обязалась предоставить площадку для исполнения премьеры в рамках «Контрастов». И под этот состав мы формировали целый концерт, который состоится 2 октября и будет состоять из произведений современных украинских и польских композиторов четырех поколений - Витольда Лютославского, Виктора Каминского, Михаила Шведа, Остапа Мануляка и Юрия Пикуша. Название проекта - «Summa Tempologica». Попутно упомяну параллельный проект, который ведет наша филармония, - это Всеукраинский конкурс молодых композиторов имени Мирослава Скорика. Итак, концепция и структура нынешних «Контрастов» довольно модифицированная: это и фестиваль, и партнерские проекты, и премьеры новой музыки, и зарубежные гости, что тоже очень важно.
- Планируется мировая премьера композитора Остапа Мануляка.
- Остап Мануляк - творческий руководитель резиденции у Украинского католического университета и творческий руководитель резидента Юрия Пикуша. И когда возникла необходимость реализовать премьеру Юрия Пикуша в рамках «Контрастов», мы совместно с Остапом начали формировать программу, и Остап под эту программу согласился создать новое произведение - «Сальтация II» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели.
С ПОСВЯЩЕНИЕМ МИРОСЛАВУ СКОРИКУ
- Львовская филармония носит имя Мирослава Михайловича Скорика. Насколько широко в «Контрастах» будет освещено его творчество?
- Довольно объемно. Кроме того, что будут исполняться его отдельные произведения в программах разных концертов, 8 октября будет исполнена программа, которая известна киевскому слушателю - «Скорик - Мусоргский», которую «Контрастам» на партнерских принципах предложил главный музыкальный редактор «Радио Культура» Александр Пириев. А 7 октября должны к нам приехать члены жюри Конкурса имени Скорика, а также - финалисты. И 10 октября, на закрытии «Контрастов» (программа называется «Closing»), у нас состоится объявление победителей и исполнение произведения обладателя I премии. Надеемся, что нам до самого официального объявления победителей удастся сохранить интригу, поскольку все происходит совершенно анонимно. Члены жюри дистанционно ставили оценки (председатель жюри - Евгений Станкович). Всю информацию о заявителях собирал секретарь конкурса, и только он имеет доступ к этой информации (на специально созданном e-mail). Другой приглашенный музыковед готовит буклеты к конкурсу. Членам жюри еще предстоит второе голосование - кому отдать первую премию. После этого мы сведем выводы членов жюри и определим победителей (I, II и III премии). Стоит учесть, что речь идет не о голосовании за композитора, а о голосовании за партитуру. Это тоже очень весомо. И есть у нас подозрение, что имеется две партитуры, которые могут принадлежать одному композитору. Пока никто из авторов, которые подавались на конкурс, публично об этом не заявлял. Возможно, авторы также понимают, что интрига должна быть выдержана до конца.
- В «Контрастах» будет исполнена и ваша, пан Богдан, «Меланхолическая кантата», написанная специально к пятому, юбилейному, фестивалю ЛьвивМоцАрт. Возможно, не все об этом знают. Поэтому расскажите, пожалуйста, где прозвучало первое концертное исполнение произведения?
- Это музыкально-литературная композиция для чтеца, хора, оркестра, солистов и электроники, созданная мной и моим товарищем, поэтом Остапом Сливинским специально к открытию установленной во Львове скульптурной композиции для празднования 230-летия со дня рождения сына Моцарта - Франца Ксавера. Событие состоялось 26 августа, в первый день 5-го фестиваля ЛьвивМоцАрт. (Скульптура, если кто не знает, поблизости филармонии, на площади Маланюка). Эта композиция (я недаром говорю «композиция», а не «кантата») имеет символическое название, которое возникло у нас в начале. А когда мы с Остапом начали работать над реализацией идеи, то это название перешло больше в сферу символики, нежели формообразующего фактора. Либретто композиции написано на основе писем и путевых дневников Франца Ксавера. До 85 процентов текста - это перевод с оригиналов и 15 процентов - это диалоги, которые Остап создал для того, чтобы передать дух Львова того времени (1809 - 1838 - Т.К.). Действо 26 августа происходило под открытым небом на площади Маланюка. В музыкальной составляющей я использовал, кроме собственной музыки, два произведения Франца Ксавера («Меланхолический полонез №2» и песню «Das liebende Mädchen» для сопрано и фортепиано) и два украинских старосветских канта («Взирай з приліжанієм, тлінний человіче» - кант Даниила Туптала и «Щирим серцем і любилем» - кант XVIII века, аноним), которые по музыкальному языку концептуально подходили к нашему действу. Собственно, возникла потом идея повторить действо в стенах концертного зала, поскольку на площади - это одно восприятие, а в зале - совсем другое. Также эта композиция очень хорошо легла в общую концепцию «Контрастов» - past-moderne / post-moderne. Единственное, в концерте 7 октября мы эти тезисы поменяли местами (у нас сначала post-moderne, а затем - past-moderne), подчинив общей канве программы этого вечера. Потому во второй части концерта в исполнении хора «Глория» прозвучат произведения польских композиторов Анджея Никодемовича и Генрика Николая Гурецкого и композитора из Латвии Петериса Васкса, написанные 20-30 лет назад - прошлые модерновые произведения, которые воспринимаются сейчас как классика конца второй половины ХХ века.
И ДНЕМ, И НОЧЬЮ
- Будет у вас и «Ночь «Контрастов». Расскажите об этих мероприятиях.
- Если помните, в 2020 году, в связи с ковидными ограничениями, мы переформатировали «Ночь «Контрастов» в марафон, который начался в предвечерье и продолжался до позднего вечера. А в прежние годы у нас такие мероприятия продолжались и до трех, и до четырех часов ночи, и до пяти часов утра. В этом году начинаем после обеда 9 октября и заканчиваем не поздно ночью. Начинаем с прелюдии - в 15.00 на площади Маланюка у памятника Ксаверию Моцарту.
- Почему там?
- Потому что идея установки этой скульптуры, как сказала арт-директор ЛьвивМоцАрта, дирижер Оксана Лынив, - это, прежде всего, идея основания нового художественного пространства в центральной части Львова. А значит, для того, чтобы это пространство ожило, а особенно - для молодежи, желательно ежемесячно устраивать там творческие проекты, что мы и делаем. Поэтому я предложил своему товарищу, Мирославу Трофимуку, который занимается электронной музыкой и, кстати, участвовал в LvivMozArt, сделать аудиовизуальный перформанс BRONZE (как звучит бронза, чем особенен этот материал, поскольку скульптура Ксавера Моцарта сделана из бронзы). В 17.00 мы пригласим публику в филармонию - в фойе, а это наша альтернативная локация, где состоится концерт Харьковского гитарного трио, в котором прозвучат произведения зарубежных авторов и две премьеры произведений украинских композиторов, написанные специально для «Контрастов». Далее - выступление Sound Object Chamber Group (это не постоянный ансамбль, а, прежде всего, объединенные идеей музыканты из Львова и Киева, которые фокусируются на содержании музыкального произведения, создавая звуковые объекты в пространстве).Это Мария Ткачик - скрипка, Юрий Немировский - кларнет и Антоний Барышевский - фортепиано. Далее будет видеоконцерт, представленный на большом экране, «Квадрофония Украина - Германия» - из камерных произведений украинских и немецких композиторов, главным генератором которого является немецкий композитор Герхард Штеблер. Потом - концерт «Феникс: Квартеты. Контрасты», где будет звучать, в частности, музыка Евгения Станковича. И в завершение - большой фортепианный цикл венгерского композитора Дьордьо Куртага «Сундук с игрушками», который готовит пианист Максим Шадько. Выступление продлится час. Идея этого цикла у меня возникла вместе с Павлом Пиминовым (директор Vere music Fund. - Т.К.), когда я услышал концерты этого цикла на одном из выступлений Шадько во Львове - еще весной этого года. Попутно: композитор основал этот цикл в 1973 году, и он до сих пор пишется!
Все программы «Ночи «Контрастов» будут продолжаться около часа (каждая). Затем предполагается перерыв, в течение которого публика будет иметь возможность пообщаться между собой, а также - с исполнителями и просто приятно провести время в филармонии. Именно такая форма «Ночи «Контрастов» была заложена с самого начала существования проекта, создание такого формата.
ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ
- Все концерты будут только оффлайн?
- Определенная часть будет проходить и в формате онлайн. В частности, 2 октября - в партнерстве с Центром Шептицкого. В прошлом году мы транслировали 95 процентов наших концертов «контрастных». Хотел бы, чтобы и в этом году так было. Но для этого нужны дополнительные средства. Второй весомый момент - авторское право, который в прошлом году нам удалось деликатно обойти. Надеюсь, не придется нам максимально ограничивать количество публики в зале из-за режима карантина.
- Что с оркестром? Далее будет сидеть двумя ярусами: струнные и деревянные - внизу, медные и ударные - на сцене?
- До июля мы так, двумя ярусами, работали. Теперь вернули всех музыкантов на сцену. Соответственно, в партер мы вернули кресла, но еще не ставим ряды кресел. Наверное, такая ситуация будет сохраняться еще долго. Ну и будем реагировать на ситуацию при необходимости. Время покажет.
- Понятно, что верстается программа фестиваля заранее. Понятно, что с теми пандемийными обстоятельствами, в которых находится весь мир, трудно что-то прогнозировать. И все же спрошу, удалось ли воплотить все, что запланировали заранее?
- Я бы сказал, что больше повлияли не так карантинные ограничения, как и сама финансовая ситуация, которая происходит уже много лет. Невозможно как-то ни мне, ни филармонии написать правильный проект на УКФ, чтобы получить нормальное финансирование на проведение «Контрастов». Кроме того, что все эти сроки ограничены и с каждым годом это сужает время на реализацию проектов УКФ, они действуют против нас. Потому что нам не хочется привязываться сроками нашего фестиваля к срокам гранта, реализации и отчета перед УКФ. Но тем не менее. Из того, что не удалось... Каждый год после подготовки к фестивалю остается определенный багаж произведений, проектов, которые переносятся на следующий год или еще дальше. Так же не исключение - этот год. Есть произведения, которые хотелось в этом году исполнить, но не получается. Есть один весомый проект, который уже был несколько лет в рамках «Контрастов» («Композиторские мастер-классы»), который в этом году не состоится - ни во время «Контрастов», ни вообще в этом году. Это связано со многими причинами. Так что у нас, чтобы избежать огромной нагрузки, возникла идея чередовать Конкурс Скорика с композиторскими мастер-классами - раз в 2 года. Соответственно, в следующем году состоятся мастер-классы. Также в прошлом году к нам практически никто не приезжал. В этом году надеемся, что все композиторы и музыканты, заявленные в программе, нормально, без осложнений, проблем с границами, проблем с карантинами и приедут в Украину, и уедут из Украины.
- Осмелюсь спросить, есть ли уже предложения от зарубежных партнеров на следующий год?
- Да. И на 2022-й, и на 2023-й. Такая у нас реальность. А если проводить все же параллель с зарубежными фестивалями (например, с ближайшим нам по духу и концепции - «Варшавской осенью», который проходит уже в 64-й раз), то этот фестиваль имеет совсем другую финансовую историю. Они могут получить бюджет от одной из государственных программ сразу на три последующих года. У нас такое невозможно. И неизвестно, когда произойдет. К сожалению. Кстати, Винсент Козловский, который будет дирижировать открытие «Варшавской осени», будет дирижировать и у нас - закрытие «Контрастов». Такое приятное совпадение.
***
Львов в связи с сверхбыстрым ростом числа больных коронавирусом с 23 сентября и до 31 декабря будет находиться в «желтой» карантинной зоне. И это означает целый ряд ограничений, в том числе - и по заведениям культуры, где наполненность зала должна составлять 50 процентов.
Увеличится ли в связи с новыми обстоятельствами количество онлайн-трансляций на «Контрастах», пока неизвестно. Стоит сверяться с программой.
Все детали относительно «Контрастов»: https://philharmonia.lviv.ua/events/.