На камерных концертах, состоявшихся в Москве и Киеве, молодые музыканты обеих стран исполняли сочинения Ивана Федоровича Карабица (1945—2002 гг.), его предшественников и современников, от XIX века до нынешних. Масштабный проект, посвещенный 65-летию композитора, организовали: Артем Ляхович, Марианна Копица-Карабиц, Александр Пириев, Национальный портал академической музыки Music-review Ukraine, НМАУ им. П. Чайковского, КИМ им. Р.Глиера при поддержке Российского центра науки и культуры в Киеве.
АВАНГАРДНЫЕ «ЛИРИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ»
Шесть вечеров в зале Фонда содействия развитию искусств длился музыкальный диалог между странами, эпохами, композиторскими и исполнительскими школами. Первый концерт подарил яркую встречу с российским авангардом начала ХХ века: прозвучали «Наш марш» Артура Лурье (стихи Владимира Маяковского) и «Шествие жизни» Ивана Вышнеградского (текст автора) для чтеца и фортепиано, Вальс Николая Рославца, Соната Александра Мосолова. Роль лектора и мелодекламатора эпохи футуризма сыграл композитор, преподаватель Московской консерватории Федор Софронов, придав вечеру колорит театрального действа. Воскрешали забытую музыку Мария Ходина (скрипка), Надежда Гребенникова (виолончель), Даниил Екимовский (фортепиано) — солисты известного московского ансамбля «ХХ век». Органично вписались в авангардную стилистику концерта «Лирические сцены» Ивана Карабица, «Шопен. Фуга» Федора Софронова, трио «Royal-Flush» Кармеллы Цепколенко. А для исполнения «Троїстих музик» Владимира Тарнопольского на текст Григория Сковороды «Песнь Рождеству Христову о нищете Его» в рояль поместили металлические предметы, и он «превратился» в цимбалы — это фантастическое звучание трудно забыть.
В Москве и в Киеве прозвучал цикл Ивана Карабица «24 прелюдии» для фортепиано в исполнении Артема Ляховича, директора фестиваля, преподавателя НМАУ им. П. Чайковского и КИМ им. О. Глиэра, и студентов его класса. Кстати, после концерта в российской столице многие слушатели подходили и просили ноты, поэтому в ближайшее время Ляхович собирается записать весь цикл на диск.
— Фестиваль «Vivere Mementо» — настоящий памятник человеческому энтузиазму, — подчеркнул А. ЛЯХОВИЧ. — Множество людей совершенно бескорыстно поддержали нашу идею, увлеченно претворяя ее в жизнь. «Зерно» фестиваля подсказали коллеги по КИМ им. Глиэра Мальвина Зарудянская и Лидия Ковтюх: исполнить «24 прелюдии» Карабица. Когда познакомился с циклом ближе, то удивился, что эта музыка ныне практически неизвестна. Через форум «Классика» нашел москвичку Елену Ковальски. Она сразу загорелась идеей, договорилась о залах, и постепенно показ «24 прелюдий» перерос в настоящий международный фестиваль. Цикл «24 прелюдии» — удивительно искренняя музыка, которая ни в одной ноте не становится банальной. В этом произведении Карабица исполнитель может раскрыть свои самые лучшие и разнообразные качества, поэтому я убежден, что у этого цикла большое будущее.
В Москве состоялось четыре концерта — в Украинском культурном центре на Арбате и в залах Музея музыкальной культуры имени Глинки и Музея Прокофьева. Все они прошли с огромным успехом. Посмотреть программы можно в интернете (на youtube.com, набрав в поисковике olganikmelnikova). В рамках феста выступили замечательные музыканты, лауреаты международных конкурсов — москвичи Алексей Курбатов, Николай Кожин, Георгий Гусев, Арсений Котляревский, киевляне Тамара Ходакова, Александр Пириев, Алина Романова, Александра Зайцева, Дмитрий Таванец и другие. На одном из концертов пианист Николай Кожин исполнил неизданные произведения Ивана Карабица, подготовленные им специально для фестиваля за три недели, и два из них прозвучали впервые в мире.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ «БРАВО!»
В Киеве выступление Николая Кожина — техничного и серьезного пианиста, стало одним из весомых открытий фестиваля, впечатлила его глубокая, продуманная интерпретация «Картинок с выставки» Мусоргского. Еще один известный российский музыкант молодого поколения — яркий композитор и виртуозный пианист Алексей Курбатов показал свою Сонату № 3 для скрипки и фортепиано в дуэте со скрипачкой Надеждой Артамоновой, а также свое фортепианное переложение «Весны священной» Игоря Стравинского. Высокий исполнительский уровень продемонстрировали москвичи, лауреаты международных конкурсов флейтист Станислав Ярошевский, скрипачка Тамара Егорова, пианисты Андрей Каретников и Анастасия Окладникова.
И в Москве, и в Киеве впервые прозвучал весь вокальный цикл «Мати» на слова Бориса Олийныка, который специально к фестивалю подготовила солистка Киевского Муниципального театра оперы и балета Тамара Ходакова (сопрано), партия фортепиано Наталья Королько (кстати, в Москве «Браво!» звучало после каждой песни). В двух городах выступил и талантливый киевский виолончелист Александр Пириев, представив вместе с пианисткой Севериной Жук-Жуковой Сонату № 1 Ивана Карабица, и их дуэт придал летописи «Vivere Memento» особую одухотворенность.
Суть любого фестиваля — в открытии новых имен и новой музыки, но не менее важно и то, что организаторы пригласили на праздник друзей, коллег и единомышленников Ивана Карабица, среди которых были ректор НМАУ им. П. Чайковского Владимир Рожок и известный музыковед Леся Олейник, давшие фестивалю самые добрые напутствия. А когда москвичи Марина Диченко (скрипка) и Александр Соколов (фортепиано) исполнили «Мелодию» Мирослава Скорика, на сцену вышел автор, председатель Национального союза композиторов Украины, глава «КиевМузикФеста» и учитель Ивана Карабица в студенческие годы. Мирослав Скорик поблагодарил исполнителей и подарил им диск с записями украинской скрипичной и фортепианной музыки.
Изысканным оказался финал киевского праздника: Квартет-Поэму Ивана Карабица и Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича исполнил Квартет им. Лысенко — выразительно и вдохновенно. Нельзя не вспомнить, что художественный руководитель этого известного коллектива, скрипач Анатолий Баженов и Иван Карабиц с юных лет были близкими друзьями и вместе служили в армии.
Зампредседателя Киевской организации НСКУ Галина Степанченко, которая стояла у истоков «КиевМузикФеста», возглавляя его пресс-центр в течение 10 лет, напомнила слова композитора: «Я рад, когда вижу молодой талант, и хочу, чтобы он раскрылся как можно больше»...
«Vivere Memento» воплощает главные идеи Карабица, высокий профессионализм исполнителей — это традиция всех его фестивалей, и, конечно, такому замечательному начинанию необходима государственная поддержка Министерства культуры. А проректор КИМ им. Глиэра, директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица Юрий Зильберман назвал фестиваль «символичным — ведь Артем Ляхович был участником самого первого конкурса Горовица — «детища» Ивана Федоровича».
«ПОМНИТЬ О ЖИЗНИ»...
Своими мыслями о прошедшем фестивале поделилась музыковед Марианна Копица-Карабиц, которая выступала в Москве с лекцией о творчестве Ивана Карабица:
— Когда Артем Ляхович впервые рассказал мне о своих планах, я не поверила, что идея фестиваля может быть реализована — в наше время, при нулевом финансировании, при разбалансированных в последнее время контактах между нашими странами. И вдруг мне звонят и говорят: «Собирайтесь в Москву». Нас очень хорошо встретили в Украинском культурном центре, а после моей лекции люди подходили, благодарили: «Вы открыли целый мир абсолютно новой для нас музыки». Все интересно сложилось — стилистика произведений, которые звучали в каждом концерте, резонирует с творчеством Ивана Федоровича. Это круг тех композиторов, которых он очень уважал: Стравинский был его кумиром, Прокофьев, Шостакович — то, на чем он воспитывался. Авангардная музыка тоже очень повлияла на становление Карабица, молодой авангард — это было и в стилистике Лятошинского, его учителя. Интересно, что первое признание пришло к Ивану Федоровичу из России, когда он на третьем курсе послал свое произведение на конкурс молодых композиторов в Москве и стал там лауреатом, а вместе с ним Леонид Грабовский и Валентин Бибик.
Фестиваль вызвал у меня самые позитивные чувства. Главное, что заложен фундамент, создана замечательная культурная концепция — в каждом концерте украинская и русская музыка ведут диалог, а это было близко Ивану Карабицу. Рада, что получилось не стадионное мероприятие, а очень теплое, искреннее, мы каждый день слушали высокую музыку, в которую все исполнители вкладывали душу... Фестиваль, названный в честь вокально-симфонической поэмы Ивана Карабица на слова Ивана Франко, в полной мере оправдал свое название — «Помнить о жизни»...