Идея такой серии пришла Галине Викторовне после выхода ее двухтомника «Жажда музыки. Параллели и время воспоминаний». «Театр: вход без билетов». Там уже были сделаны первые попытки подобных бесед, в которых творцы откровенно говорили об искусстве и жизни. Уже вышли две первых книги. Сегодня подготовлена третья — «Дирижер по призванию» — диалог с главным дирижером Национальной оперы Украины Владимиром Кожухарем. Сейчас Конькова пишет книгу из серии — «Дом творчества композиторов — гармония музыки и природы» (беседа с директором Дома творчества Еленой Куц, которая уже более сорока лет состоит на этой должности). Готовится автор и к будущей книге, героем которой станет известный поэт Юрий Рыбчинский... По тому, каким образом автор строит свое творение, довольно точно можно определить его творческий характер. Поэтому, взяв в руки книгу Галины Коньковой «Лидия Забилястая. Голос — как струны души...», сразу понимаешь, автор — человек театральный.
На ее страницах, эмоционально разделенных на большую и меньшую части, будет проходить диалог искусствоведа с певицей, и рядом будет формироваться своеобразный «взгляд со стороны». Как в оркестре, интервью будет вести главную партию, будет солистом, все другие мысли и высказывания будут восприниматься «другими инструментами». И в их согласованном, разноплановом звучании и родится «голос Лидии Забилястой» — «Как струны души...»
Содержание интервью — не сухое изложение жизненных фактов, не какой-то серьезный научный текст, каждая страница — причудливая мозаика ощущений, коллаж мыслей, фейерверк ярких высказываний. Они складываются в картину жизни. Конечно, этапы человеческих судеб в чем-то похожи: родился, учился, стремился, взлеты, падения.
Галина Конькова выстраивает свои вопросы таким образом, чтобы с хронологической точностью читатель сумел проследить этапы жизненного пути актрисы. Здесь рассказ о родном селе Олено-Косогоровке на Кировоградщине, что неподалеку от знаменитого хутора Надежда, где Лидия родилась, провела лучшие годы детства и сейчас — самый желанный человек у родителей в семейном гнездышке. О любимом сыне Дмитрике — надежде и опоре. Упоминание о годах обучения в музыкальном училище, Киевской консерватории им. П. Чайковского, работе в Камерном хоре под руководством В. Иконника. Отдельные важные блоки — стажировка в Миланском «Ла Скала», участие и Золотая медаль VII Международного конкурса им. П. Чайковского, этапные спектакли в родной киевской опере. Чтобы оценить их масштаб, хотя бы короткий перечень партий — Наталка, Татьяна, Маргарита, Оксана, Мими, Леонора, Лиза, Марыльця, Ярославна.
Разговор с певицей не из разряда «сплетен желтой прессы». Автор, зная и тонко чувствуя натуру актрисы, не касается вещей личных, интимных. В фокусе внимания — жизнь духа. Творчество, непростой путь становления артиста, процесс превращения в мастера своего дела. Интересно, что сквозь размышления и откровенность разговора Лидии Забилястой о собственном творчестве хорошо просматривается время, о котором она вспоминает, ее место в нем. И появляется возможность воссоздать определенную картину событий, происходивших в стране, в оперном искусстве, в оперном театре. Эти ощущения дополняет богатейший фотоматериал, документы, афиши, цитаты из прессы разных лет.
В книге «Голос как струны души...» художник Ирина Балюра создает удивительный графический мир призрачных, причудливых фигур. Эти утонченные женские фигуры почти нереальные, фантастические, такие они прекрасные, изысканные... Это будто бы музыкальные нимфы, которые даже своим видом вызывают ощущение музыки...
Ценными жемчужинами в книге «разбросано» блиц-интервью, которые так любит Галина Конькова. Она считает, что именно во мгновенных вопросах-ответах лучше всего чувствуется человек. Эти блицы настолько красноречивы, что даже сложив их в единое интервью, можно было бы составить представление о Лидии Забилястой — человеке, женщине, творческой личности.
Другая книга Галины Коньковой «На берегу жизни — Александр Злотник». Она рассказывает об известном украинском композиторе, авторе музыкально- драматических, симфонических и камерных произведений, написавшем более 100 песен, каждую из которых можно отнести к разряду шлягеров, исполняемых лучшими эстрадными певцами, в частности, опера-дума «Слепой» по поэме Т. Шевченко, семь мюзиклов, последний из них «Экватор», многочисленные инструментальные пьесы, концерты, симфонические, камерные произведения, вокальные циклы, музыка к 40 художественным, научно-популярным и хроникальным фильмам.
Интересны рассказы господина Александра о детстве, его первых шагах в музыкальном воспитании. Они поражают теплотой воспоминаний о родителях, о юношеских переживаниях и о том, как выпросил у родителей музыкальный инструмент, «любой! Самый дешевый — скрипку, балалайку, домру». Получил баян и пошел в музыкальную школу. А как увлекался старым проигрывателем, на котором часами слушал лучшие оперетты Кальмана, Дунаевского, Оффенбаха...
Далее рассказ движется к обучению в Консерватории, первым профессиональным шагам, первым песням — и вот уже заслуженные определения личности Александра Злотника — «Композитор № 1», «Маэстро Песня». Хотя сам он к этому относится сдержанно: «В своем мире я высоты не чувствую», а в устремлении к вершинам: «Работа, работа и еще раз работа».
Вообще, высказывания Александра Иосифовича поражают профессионализмом подхода к искусству создания песенного произведения. Он досконально анализирует музыкальное произведение, процесс возникновения замысла, словно искусствовед исследует природу песни, музыки к кинофильму, мюзикла. Не менее досконально знает он и природу шоу-бизнеса, в котором работает также успешно.
Отдельный, важный и самый счастливый период в жизни Александра Злотника — это творческое сотрудничество с незабываемым Назарием Яремчуком. Здесь рассказы и о песнях, созданных для певца, и о теплых человеческих отношениях с его семьей.
В книге «На берегу жизни» Г. Конькова не отходит от найденной манеры разделения страниц сборника условно на две половины, меньшая из которых отдана так называемому взгляду со стороны. Для более объемного впечатления от личности героя повествования здесь — высказывания коллег, певцов, режиссеров, государственных деятелей, фрагменты многочисленных рецензий.
Личность О. Злотника «подтолкнула» и художника Ирину Балюру, сделавшую оформление издания под стать герою и его творчеству. Стильный, современный дизайн и романтическая атмосфера импрессионистических мотивов, которые так любит композитор. Мечтательное, неуверенное настроение, размытые, будто призрачные, пейзажи, розово-голубо-фиолетово-зеленая гамма цветов. Они нежно вибрируют, словно звучит мелодия души... Души, такой важной для всех произведений Александра Злотника.