Позавчера, 22 июля, исполнилось 75 лет со дня гибели одного из самых знаменитых налетчиков ХХ века — Джона Диллинджера. Агенты ФБР застрелили его у чикагского кинотеатра «Биограф». Вчера на экраны вышел посвященный ему фильм «Джонни Д.» (оригинальное название — Public Enemies, «Враги общества»).
Режиссер новой гангстерской саги Майкл Манн — признанный мастер криминального жанра как такового; одна лишь «Схватка» (1995 г.) с Робертом Де Ниро и Аль Пачино в ролях главных антагонистов обеспечила ему место в истории Голливуда; однако были и «Полиция Майами», «Соучастник», «Али», «Инсайдер», «Охотник» — фильмы разной степени успешности, но снятые на неизменно высоком профессиональным уровне, с первоклассными актерами. Во «Врагах общества» на сей раз также выдающийся состав исполнителей: Диллинджера играет Джонни Депп, его девушку Билли Фречет — Марион Котийяр («Оскар» за «Жизнь в розовом цвете»), а преследующего его агента ФБР Мэлвина Пэрвиса — Кристиан Бэйл.
Авторы фильма сосредотачиваются на последних 13-ти месяцах жизни Диллинджера, когда он совершил свои самые громкие преступления. Собственно, история начинается с дерзкого нападения на тюрьму штата Мичиган, куда Диллинджер проник — в качестве арестованного! — чтобы вызволить своих товарищей. Ограбления, побеги из-за решетки, погони, перестрелки с полицией — все здесь есть, даже с некоторым перебором: за грохотом автоматов теряется необходимая драматичность. При этом заметно, что Манн стремится максимально отбелить героя, сделать его даже более романтичным, чем он, возможно, был. Все зверства в банде Джонни Д. возлагаются на Малыша Нельсона (Стивен Грэхэм), который предстает совершеннейшим психопатом, готовым убивать налево и направо. Убийство у кинотеатра «Биограф» представляется как сговор ФБР и крупных мафиози, которым популярный налетчик мешал еще больше, чем властям, а линия отношений с Билли становится чуть ли не более важной, чем собственно бандитский сюжет. В итоге фильм делает опасный крен в сторону мелодрамы, которая сильной стороной Манна никогда не была.
Режиссер знает, как показать противостояние двух сильных характеров, но, когда дело доходит до лирики, явно пасует. И Депп, и особенно Котийяр хороши в своих ролях, но эпизоды, посвященные их чувствам, увы, не выходят за рамки привычных банальностей, которыми полны работы менее выдающихся постановщиков. В самом Диллинджире-Деппе не хватает необходимой лихой обреченности, без чего от самой привлекательной харизмы начинает веять скукой. Недостает выразительности и Пэрвису-Бэйлу — а ведь это тоже трагический персонаж: приревновав к его славе «убийцы Диллинджера», шеф ФБР Эдвард Гувер попросту уничтожил одного из лучших своих агентов — изгнав с позором из бюро, лишив всяких перспектив и доведя тем самым до самоубийства.
Сильнейший момент фильма — когда в день своей гибели Диллинджер приходит в полицию, прямехонько в отдел по собственной поимке, и, пока стражи порядка слушают спортивную радиотрансляцию, ходит по комнате, рассматривая развешанные по стенам документы. Фотографии мест преступлений и убитых подельников, отчеты экспертов, показания свидетелей... Выразительная, без лишних слов сцена прощания, последний парад разбойничьей гордости, на фоне которого следующий эпизод — собственно гибели героя, сделанный достаточно жестко и эффектно, все же кажется блеклым.
Этот фильм не стал удачей Манна. Быть может, режиссера подвела слишком явная симпатия к одному герою: раньше ему удавалось быть над схваткой, оставляя каждому свою правду. Но даже при очевидных недочетах «Джонни Д.» все равно запомнится как еще одна киноповесть о человеке, чья жизнь будет вдохновлять режиссеров спустя века.