Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Династия

В Национальном театре им. И. Франко сегодня работает уже четвертое поколение знаменитых мастеров сцены Заднипровских-Ткаченко
22 марта, 2006 - 18:51
АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ: НАЗАР, ЮЛИЯ СЕМЕНОВНА И ЛЕСЬ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА ВЫСТУПЛЕНИЙ ЗАДНИПРОВСКИХ ВСЕГДА С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУТ ЗРИТЕЛИ КАПУСТНИКОВ — НОМЕР «УКРАИНОЧКА» ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Как-то быстро прошло время, когда о Лесе говорили «Заднипровский-младший», имея в виду, что его отец, народный артист Украины, украшение франковской сцены, Михаил Заднипровский-старший. И вот уже несколько десятилетий о премьере Театра им. И. Франко Лесе Заднипровском говорят «старший», а о его сыне, также актере- франковце, «Назар Заднипровский-младший». Они — продолжатели славной театральной династии Заднипровских-Ткаченко и счастливы выходить на знаменитую сцену вместе со своей мамой и бабушкой — ведущей театральной актрисой Юлией Ткаченко.

Почему-то в советские времена считалось, что актерские династии — это плохо. Поддерживались преимущественно рабочие, инженерные, крестьянские династии, это казалось обычным делом. Но разве дети, выросшие, что называется, за театральными кулисами, способны мечтать о чем-то, кроме того, чем занимаются их родители? Сделать смыслом своей жизни то, чему посвятили себя их родные, — это же так естественно! Так и для Леся Заднипровского когда-то не стоял вопрос, кем быть, а для Назара — и подавно. Их судьба в конце концов сложилась замечательно — вся семья работает в одном любимом и родном Театре им. И. Франко. Итак, мы в семейном кругу Заднипровских. На правах старшего мужчины в семье Лесь Михайлович согласился рассказать о своем понимании понятия — актерская династия.

«ДИТЯ КУЛИС»

— С годами выкристаллизовывается то, на что когда-то я не обращал внимания, когда думал, что так будет всегда: что папа и мама будут вечно, состояние детства и молодости никогда не пройдет, а ощущение счастья (настоящего, тотального) никогда меня не покинет, — сказал Лесь Михайлович. — Моей самой большой радостью было общение с отцом. Я его намного реже видел, чем маму. Он много играл в театре, был очень занят на радио, в кино. Навсегда осталось в памяти, что папа — как ясное солнышко! Только он появляется — и я уже лечу куда-то под потолок, а отец меня ловит! Мне казалось, что нет выше мужчины чем мой отец. Кстати, потолки у нас были 4,5 метра — так что подбросить было куда. У нас был ритуал, что я бежал ему всегда навстречу, и он меня подбрасывал. Это самые радостные детские воспоминания! А как мы выбирали елку на Новый год? Мы всегда находили самую высокую красавицу-ель, а если везло, то и пихту, и папа с гордостью говорил маме: «Это мы с Лесиком выбрали!» Папа нес елку, а я где-то сзади болтался, под держивая ее за самый кончик, весь исколотый иголками, но безмерно горд и счастлив. А потом начинался не менее сладкий момент: мы ее наряжали. Были такие огромные стеклянные шары, одного цвета, такие красивые, я смотрел на них всегда как завоженный, и потом папа мне доверял нацепить верхушку — красную звезду, переливавшуюся всеми рубиновыми гранями. Сейчас любой праздник проходит обычно в работе: спектакли, концерты, творческие встречи, так что в душевной копилке остаются только те прекрасные детские воспоминания.

— Как выглядел Театр им. И. Франко времен вашего детства?

— Я — настоящее дитя кулис, как говорится. Мама меня приводила в театр. Мы ждали отца после репетиций, а когда они репетировали оба, мне давали большое яблоко, чтобы я молчал, потому что я очень любил комментировать происходившее на сцене. Когда подрос, понял, как нужно себя вести в театре — это целый процесс, тяжелый труд. Я видел пот, слезы. Из меня родители не делали тепличного ребенка. Они не скрывали, что такое актерский труд, и я с детских лет с большим уважением относился к их работе, храню это уважение к профессии до сих пор, прививал его и сыну Назару. Я очень любил в детстве гулять по всему театру. Во всех цехах меня знали, любили. Мне нравилось играть с реквизитовскими саблями, пистолями. Был в таком восторге, всегда обо всем новом, происходившем в театре, рассказывал в школе. Когда случался свободный урок, учительница меня приглашала за стол перед классом и говорила: «Заднипровский, рассказывай о театре». Мне казалось, словно я раскрывал огромные тайны о рождении спектаклей, прививал им любовь к театру, который сам тогда уже безгранично любил... Вы знаете, я считаю, что в искусстве должна быть тайна, и раскрывать всю «актерскую кухню» зрителям не следует, не нужно лишать их возможности встречи с чудом театра.

— Вы после окончания школы сразу решили поступать в Театральный институт?

— Да, хотя я серьезно занимался спортом, плавал, был кандидатом в мастера спорта по академической гребле, иностранный язык изучал, но из сладкого театрального плена выбраться не смог. Ну что поделаешь: дед, бабушка, папа, мама, дядя — все в театре, куда же еще? А у Назара вообще выбор профессии сводился к нолю: только актер. Я и сын ни дня не жалели, что выбрали актерскую профессию.

— После окончания Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко- Карого вы попали в Театр им. Леси Украинки?

— Да, это был достаточно неприятный удар по родителям. Потому что я был в институте отличником, и поступил запрос на меня из Театра им. И. Франко. Но поступила анонимка в партийные органы, что, мол, Михаил Заднипровский пропагандирует в театре семейственность, что родители будут проталкивать сына. Только когда Михаил Александрович умер, Сергей Владимирович Данченко пригласил меня в труппу франковцев, и с 1980 года я верой и правдой служу этой сцене. Однако четыре года, которые я проработал в Русской драме, были для меня хорошей школой. Я приобрел опыт, определенные актерские навыки, которые мне потом очень помогли. Одно, о чем жалею и до сих пор, и это самая большая моя печаль, что не пришлось выйти на сцену вместе с отцом. Но счастлив тем, что играю с мамой — Юлией Семеновной Ткаченко.

— А еще сын Назар также ваш коллега-франковец.

— Я прилагаю усилия, чтобы чаще оказываться с ним в одной работе. Самое главное, что работа в нашем театре — огромная школа для Назара. Я всегда подскажу, потому что никакой режиссер не сделает это лучше, чем родной человек. Это так называемая домашняя профессиональная школа, и есть много вещей, которые можно донести до сознания только в доверчивой, родительский интонации. Слава Богу, у нас с Назаром есть взаимопонимание и понимание. У него есть две степени сравнения: бабушка — Юлия Семеновна, вообще кладезь мудрости, опыта и таланта, и я — уже следующее актерское поколение. То есть у сына есть фолиант такого года издания и книга другого года издания, он может то и это прочитать, и тогда уже есть возможность «написать» свою. Я уверен, что у него все получится. Мне очень приятно, что все режиссеры, которые с ним работают, говорят: «Назар — это золото, прекрасный человек, трудоголик, работать с ним — одно удовольствие».

С сыном мы вместе играем в спектаклях: «Леди и адмирал», «Я, Генри II», «Ревизор», «Братья Карамазовы». Последняя работа, созданная вместе с режиссером Юрием Одиноким, была очень интересной и плодотворной. За «Братьев Карамазовых» (роль Федора Павловича) я получил премию «Киевская Пектораль». Мы играли вместе с Назаром и в антрепризном спектакле. Сейчас готовимся к постановке «Виват, королева»! А с Юлией Семеновной Назар играет еще в спектакле «Бал злодеев».

«САМАЯ БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ — КОГДА МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ НА СЦЕНЕ»

— Есть у вас еще одно общее дело, известное как юмористическая команда Леся Заднипровского, украшение любого театрального праздника?

— Меня от жизненных неурядиц спасает перо. Я пишу всяческие программы-капустники, стихи, концертные номера, скетчи. Это очень помогает в творчестве, концентрирует мысли на хорошем. Назар перенял это от меня. Сейчас мы уже не только выступаем как актеры, но и пишем вместе тексты.

— Сколько членов в вашей «капустной» команде?

— Мы говорим, штыки. Можем выставить на сцену 12 штыков — это расширенный состав, можем 7, а бывает — 3: я, Назар и Валерий Астахов — это трио называется команда «Белая ворона».

— Юлия Семеновна удовлетворена успехами и сына, и внука?

— Она первый зритель наших спектаклей. Первая слушает все наши «хохмы». Иногда подсказывает и помогает нам во всем. Вы знаете, самая большая радость — когда мы все вместе на сцене, как еще хочется что-то сыграть вместе, чтобы не потерять эту уникальную возможность — три поколения династии на сцене.

— А своего внука хотите увидеть на сцене?

— Это бы было большое счастье. Я мечтаю, что когда-то на сцену выйдет Михаил Заднипровский-младший. Потому что если у Назара будет сын, то он будет носить имя деда. Я уверен, что и он будет заражен вирусом театра, который есть в нашей крови. Скоро Международный день театра, и я хочу пожелать — любите Театр! Он, как весна, безграничен.

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ