Год основания форума — 1995-й. Среди основателей «Контрастов» — дирижер Роман Ревакович, музыковед Ярема Якубяк, композиторы Юрий Ланюк, Мирослав Скорик и Александр Щетинский, а бессменный директор мероприятия — Владимир Сивохип.
В этом году в программе состоится 14 концертов симфонической, камерно-инструментальной, электроакустической и вокальной музыки, будут представлены новейшие тенденции в музыке в сочетании с яркими образцами мировой современной музыки. Гости-участники — композиторы и исполнители из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Израиля, США, Южной Кореи, Турции, Польши, Литвы, Беларуси и Украины.
Об особенностях юбилейного мероприятия, квоте украинских произведений, базовых коллективах, «своих» слушателях и директорстве на протяжении четверти века — в разговоре с генеральным директором Львовской национальной филармонии, директором «Контрастов» Владимиром СИВОХОПОМ.
ФЕСТИВАЛЬ СОХРАНИЛ ВЫСОКОЕ РЕНОМЕ
— Вы всегда говорите о том, что «Контрасты» — постоянный и стабильный фестиваль. Что это означает?
— Можно говорить о нескольких составляющих. Первая, а она достаточно важная, то, что «Контрасты», как и некоторые другие творческие акции, родились в так называемых бурные девяностые прошлого века, в условиях, с одной стороны, большой нестабильности и хаоса, с другой стороны, в условиях настоящей почвы во всем. А настоящая почва тот, который при хорошей пище может дать добре плоды, хороший урожай. «Контрасты» за четверть века пережили много изменений — структурных, формообразующих и тому подобное. Но фестиваль сохранил не только свое название, свое высокое реноме — сохранил свои основные постулаты, основные линии. Прежде всего это популяризация современной украинской музыки, но не для самих себя, а в контексте мировой музыки, и к нам приезжали не только композиторы из Украины, но и с запада — это был своеобразный дискурс между творцами в области современной музыки. Другой постулат — это требовательное отношение к исполнителям и программам. За четверть века у нас состоялись до двух тысяч мировых и всеукраинских премьер.
— Закладываете ли в программу «Контрастов» определенный процент украинской музыки?
— У нас нет прописанных квот — столько-то процентов украинской, столько-то процентов восточноевропейской, столько-то процентов латиноамериканской музыки. Мне неинтересно работать в схемах. Музыкальное искусство — живет. На протяжении года пытаемся отслеживать, что происходит, слушать много музыки. И понимаем, что должно быть на фестивале, не принимая во внимание, какую национальную школу это произведение приносит, потому что это — явление. Но всегда в каком-то конечном результате, когда уже выкладываем всю программу фестиваля на бумагу, пропорции получаются хорошие. В нынешнем фестивале, итоговом, украинской музыки будет почти половина.
«АТЛАНТЫ» И НОВИЧКИ
— Речь идет только о премьерах?
— Будут и премьеры, и произведения, которые являются «золотым фондом» украинской современной классики. Например, на открытии феста прозвучит симфония Евгения Станковича Larga из уже далеких 1980-х (это одно из лучших произведений композитора, которое еще не исполнялось во Львове). Впервые прозвучит альтовый концерт Альфреда Шнитке (в последний раз он исполнялся во Львове 1987-го). То есть топовые произведения современной классики должны звучать чаще. В том контексте меня радует, что творчество юбиляра Мирослава Скорика стало часто исполняться — востребованы публикой произведения, которые все время входят в программы. В конечном итоге, как и произведения других украинских композиторов. И в этом году, учитывая тот факт, что это юбилей, наши ведущие участники построили программу именно таким образом. В частности, камерный оркестр «Академия», Артур Микитка и Игорь Пилатюк создадут львовскую ретроспективу во время зарождения «Контрастов». Даже повторят некоторые произведения. В частности, в концерте «Украинский контекст» — фортепианный концерт Игоря Щербакова, также концерт для четырех Виктора Каминского. Наряду с этим они исполнят новейшие произведения Мирослава Скорика. Львовская пианистка Оксана Рапита готовит цикл «Львовская ретроспектива», где покажет малоизвестные произведения украинских классиков Василия Барвинского, Нестора Нижанковского, Антина Рудницкого и Станислава Людкевича, а среди них в этом контексте впервые с 1938 года состоится новая премьера — исполнение сонаты Зиновия Лысько.
— Есть ли среди исполнителей в этом году такие, которые ни разу не были на «Контрастах», и такие, которые постоянно принимают участие в фестивале?
— Основой фестиваля являются базовые коллективы Львова — Академический симфонический оркестр, Академический оркестр «INSO-Львів», камерные оркестры «Виртуозы Львова» и «Академия» — на их плечах каждый год держится творчество композиторов. Каждый из них исполняет пять, шесть, семь, а то и десять-пятнадцать произведений, и это по факту — половина фестиваля. Также стоит говорить о пианистах Йожефе Ермине, Оксане Рапите, Евгении Громове. Но каждый год у нас есть новые исполнители, которые привозят и новое дыхание. Скажем, впервые на фестивале выступит дуэт Робертас Бейнарис (какой играет на всех видах гобоев) и Вайда Стряупайте-Бейнариене, которая делает видеоряд, как сейчас модно говорить — мультимедийное обеспечение. Это национальный проект, исключительно литовский, при поддержке Посольства Литвы, где будет представлена современная литовская композиторская школа. Еще одна гостья — Александра Турянская, которая живет в Париже, она представит другого вида творчество современных композиторов, для органа и голоса. А Теодор Кухар (США — Украина) — дирижер, о котором много говорим, на «Контрастах» будет выступать впервые, но с нашим Академическим симфоническим оркестром, и представит чрезвычайно интересные произведения именно украинских композиторов — Симфонию №2 Бориса Лятошинского, которая у нас тоже исполняется раз в десять-пятнадцать лет, и новейшие произведения современных украинских композиторов Евгения Петриченко, Богдана Кривопуста и Богдана Сегина. И так из проекта в проект — сочетание нового, сочетание премьер, сочетание нового гостя, нового участника с чем-то тем, что является постоянным на фестивале. И мне кажется, что вот это сочетание и дает очень хороший результат.
О ПОСТОЯННОМ ДИРЕКТОРСТВЕ
— Вы с самого начала занимаетесь фестивалем. Не хочется пролистать эту страницу?
— Мне этот вопрос задавали в первый, 10-летний юбилей «Контрастов». И я уже тогда говорил, что не могу постоянно заниматься фестивалем. Но мне жаль было бы привязывать «Контрасты» только к себе и говорить о том, что они остановятся, если я отойду от дел. Следовательно, с двадцатой годовщины фестиваля я открыл двери для молодежи, то есть для нового поколения помощников, в частности — исполнительный директор Богдан Сегин. Наш фест уже является брендом и передается новому поколению специалистов. В следующие годы буду заниматься «Контрастами» меньше — только отдельными проектами. Но фестиваль будет жить, потому что мы не привязаны к конкретной фамилии. Но директором и в дальнейшем буду я (не почетным — просто директором).