К своему 100-летию Первой сцены нашей страны Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко издал своеобразную биографическую энциклопедию. Энциклопедию в первоначальном смысле этого слова — то, что необходимо знать. Фундаментальное исследование «Національний академічний драматичний театр імені Івана Франка — динаміка соціокультурних перетворень 1920 — 2001 років» Михаила Захаревича продолжила монография Анны Веселовской «Більше, ніж театр» (2001-2012 гг.) о творчестве театра в третьем тысячелетии, а еще пять альманахов о премьерах последних пяти лет с интересными отзывами о них и их создателях. Фотоальбом В. Марущенко, который зафиксировал в фотографиях моменты одухотворенности и завораживающей раскованности франковцев. Его же портретными работами согрет «Дневник директора театра 1992-2019» М. Захаревича. Автор посвящением своей матери всех размышлений и наблюдений, попыток почувствовать, вычислить и протащить соединительную ткань семьи франковцев задает семейную тональность.
Театр Франко рождался и до сих пор является театром семейным. Здесь работают династии, ими становятся фамилии. Конечно, актерские семьи есть во многих театрах, но в этом доме уделяют особое внимание отбору и воспитанию генов таланта. И когда у младших актеров вдруг узнаешь уникальную родительскую интонацию, тембр голоса, взгляд глаз, пластику тела, красноречивый жест, убеждаешься: преемственность утверждает вечность существования рода человеческого.
В свободной семье театра вопрос единой творческой группы крови выше любой семейной близости. Как достичь в ней гармоничности сосуществования, безусловных творческих приоритетов? Как совместить высоту художественных идеалов с бытовым мужеством любить без условий и обусловленности — так, как любят детей, — вопрос, которым занимается лидер, руководитель театра ежедневно. Поэтому и «Дневник директора театра» Михаила Захаревича фиксирует остроту этих вопросов в разные исторические периоды существования коллектива от Гната Юры до сих пор. Когда-то Шарль де Голль, глубоко вздохнув, сказал: «Как можно управлять страной, в которой сортов сыра больше, чем дней в году?»
Отношение к каждому члену Франковской семьи как к незаурядной личности стало ключом к налаживанию обоюдно уважительных отношений между директором и сотрудниками. Конечно, перед директором остро встал вопрос: «А кто я в театре»? По К. Роджерсу «Я — концепция!» всегда доступна сознанию, но не всегда осознаю это. Вариант организмического доверия — принимать решения, ориентируясь исключительно на собственные ощущения, — не кажется присущим Захаревичу, хотя отчасти остается единственно возможным. Эмпирическая свобода — делаю, что хочу, и сам за все отвечаю — тоже не его формула успеха. Креативность творчески и гибко решать проблемы Михаил Васильевич с радостью разделяет, в основном избегая настаивания на своем авторстве, со своими коллегами. «Директор театра — это не только профессия, но при этом не только призвание. Я бы составил следующую формулу: профессионализм плюс призвание — это хороший директор».
Когда партийное руководство решило снять директора Михаила Захаревича, художественный руководитель Сергей Данченко пригрозил уйти из театра вместе с ним. Запись в «Дневнике» 2003 года: «Уже два года, как нет Сергея Владимировича Данченко. Я горжусь, что почти десятилетие работал бок о бок с этим великим человеком, великим режиссером, с которым мы успели кое-что сделать, я — организационно, он — творчески. Чувствуем очень большую потерю. Но для того, чтобы он остался в нашей памяти, памяти потомков, благодаря Министерству культуры и Союзу театральных деятелей, утвердили Государственную премию в области исполнительского искусства имени С. Данченко. И надеюсь, что сможем сделать больше». И действительно смогли. В Киеве появилась улица Данченко, уверен, со временем день этой улицы театрально-радостно будет отмечаться в день рождения мастера. Достроили Малую сцену и назвали его именем, установили перед входом в нее памятник гениальному режиссеру, который приветливо-мудрым взглядом, как живой, встречает зрителей.
Запись в «Дневнике» в 2002 году: «Я не могу сказать, что мне сложно работать со Ступкой — художественным руководителем. Я понимаю, кто он, а он понимает, кто я. Этого нам достаточно, чтобы на следующий день после сложных переговоров прийти и, пожимая руки, сказать: «ПРИВЕТ».
К отпечатку руки незабываемого Богдана, установленному на стене в центральном фойе, каждый может приложить руку и сказать «Привет».
Привет сквозь времена.
В беседах о Национальном театре с художественным руководителем С. Моисеевым мудрый директор отмечал: «Не всегда стоит рассказывать в эмоциональных интервью «как будет», потому что только и только на сцене можно доказать «как оно есть». На последней странице «Дневника» в 2018 году директор-художественный руководитель (это совмещение должностей согласно Закону о контрактную систему смущает не только Захаревича) провозглашает: «Наше достижение в этом сезоне — это то, что к нам пришел Дмитрий Михайлович Богомазов. Это — залог того, что театр будет развиваться. Мы выполнили все наши планы, что позволило заработать определенные средства и воплотить творческие замыслы в жизнь. Мы сохранили весь коллектив». Дай Бог, чтобы этот оптимизм сохранился и в году 2020-м.
Отдельно стоит заметить, что о деньгах в театре, его экономике в «Дневнике» говорится много и откровенно. «Сегодня у нас более 80% наполненность в зале. Это очень прилично. Мы зарабатываем больше всех в Украине, но нам хватает только на коммунальные услуги и на постановку спектаклей. Мы никогда не экономим на постановке, потому что чем больше мы вкладываем в спектакль, тем больший интерес он может вызвать у зрителей».
Французы говорят: тяжелый труд заработать деньги, потратить деньги — большое искусство.
28 лет из столетней истории театра и столько же из 70 лет своей жизни успешным и уважаемым директором приходится мастерство поставить материальное на служение духовному, воплощается добрыми делами и хорошей исправностью. Словом, демонстрируется умение думать о великом, но о земном.
Высокое звание корифея театра закрепилось в основном за творческой элитой и в давние времена уверенно провозглашалось при жизни. Юбиляр своим служением Театру, равной судьбе, вполне доказал значимую роль организатора театрального дела и, безусловно, заслуживает титул корифеев. Слава юбиляру! Слава корифею!
P.S. «День» поздравляет Михаила Васильевича с юбилеем, желаем крепкого здоровья (во времена пандемии коронавируса — это сейчас сверхглавная задача для каждого!), аншлагов на всех спектаклях, продолжать франковцам быть флагманом Первой драматической сцены Украины и осуществления всех творческих планов!