В искусстве соревнование невозможно, потому что нет объективных критериев его оценки, и драгоценно оно именно субъективностью восприятия, именно неповторимостью волнения личности.
Этим волнением питается, растет, созревает плод духовный. Ценность этого плода является стратегической ценностью народа. Недостойный погибает без славы, побеждает сильный и несгибаемый духом.
Сейчас, очень по-разному, но сосредоточенно, об этом говорит украинский театр. Рост насыщенности театральной жизни вызван желанием найти утешение неустроенности сердца.
К 24 театрам, которые финансово поддерживает город, в течение нескольких последних лет прибавилось 68 театральных групп. Они используют различные организационно-экономические формы, осваивают помещения, не для театров построенные, показывают спектакли, представления, много разнообразного, такого, что пока не вписывается в опробованный жанр. Они живут театром, служат ему, они влюблены в него. Душа влюбленного, как известно, живет в чужом теле. Зритель это чувствует, ценит, благодарно принимает.
СЕНСАЦИЯ НЫНЕШНЕЙ «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ»: ЛУЧШИМ ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЕМ ЭКСПЕРТЫ НАЗВАЛИ ПОСТАНОВКУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ «ОСКАР» (РЕЖИССЕР — МИХАИЛ УРИЦКИЙ) / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Сегодня этот интересный и мощный театральный пласт вполне заслуживает поддержки городских властей. Киевское творческое отделение Национального союза театральных деятелей Украины предложило Департаменту культуры учредить еще одну театральную премию именно для этих рыцарей театрального дела — «Сценограй» — и получило поддержку.
Важно заметить, что «Киевская Пектораль», называя номинантов, никоим образом не принижает ценности других работ, которые талантливо и ответственно продолжают найденное и почитаемое зрителем. Более того, все, кто работают в театре, очень хорошо осознают риск любого эксперимента в нынешних экономических условиях, хотя театральный слух особенно радуется новому.
Критерии оценки тоже не могут быть универсальными. По решению нынешней экспертной группы музыкальный спектакль драматического театра стал в один конкурентный ряд со спектаклями музыкальных театров, а спектакль микросцены для 21 зрителя вошел в общую пятерку со спектаклями на хорошо экипированной сцене с залом на 140 мест.
Возможно, это сделает музыкальные театры драматичнее, а драматические — музыкальнее. А вот внимания к выразительным средствам малой сцены, на которой театр творит из ничего и в любом пространстве, это точно ничего не добавит. Отдельной нечаянной радостью стал спектакль Муниципального кукольного театра, который вошел в разряд работ драматических театров.
Но самое важное то, что весь творческий багаж киевских профессиональных театров демонстрирует созвучность общественному волнению. Он четко реагирует на тревожность существования в новых обстоятельствах, на резкость немонетарной инфляции, на всепроникаемость войны. Он всячески пытается увиденное глазами уразуметь сердцем. Он подчеркивает — неправедный живет в страхе, а праведного — сопровождает храбрость. Он констатирует — несчастье склонно к обвинениям. Он призывает ежесекундно думать, что хорошего ты можешь сделать для другого.
Да, изменились обстоятельства жизни. Но изменились и мы. К какому качеству мира мы стремимся? По Цицерону: «Я предпочитаю самый несправедливый мир самой справедливой войне», или по Макиавелли: «Лучший способ овладеть городом — разрушить его»? Доблесть театра убивать войну!
Конечно, речь не идет о каких-то агитках. Да их и нет ни в одном спектакле. Но когда во всемирно известном мюзикле возникают документальные кадры, которые доказывают идентичность гитлеровских и путинских оккупационных действий, когда радиоактивный юмор граничит с правдой жизни в Чернобыльской зоне отчуждения, становится очевидной сила слова, сказанного сценой.
Лесь Курбас подчеркивал: «Актер существует на сцене в ограниченном пространстве. Преодолевая эту ограниченность, надо искать такие формы сценического выражения, которые способны передать неограниченность человеческого «я», его связь со вселенским космическим».
И еще одно важное. Непрерывность диалога актера и зрителя во время спектакля. Эти острова сосредоточенного молчания в горячем океане слов обучают взвешенности высказываний, так остро необходимой сейчас. Ведь с просвещением исчезает фатальность зла.
Слишком мало имен в чрезвычайно сжатом списке предпочтений экспертов. Часто прокат спектаклей вносит в него резкие коррективы. Нормально и неудовольствие оценками. Говорят, и святые иногда впадают в зависть. Актеры погибают от недохвалености, театры — от недопосещаемости. Поэтому приходите, смотрите и решайте сами, что вам больше нравится.
Победители театральной премии «Киевская пектораль-2015»
• «Лучший драматический спектакль»
«Оскар» Э.-Э.Шмитта, реж. — Михаил Урицкий (Киевский муниципальный академический театр кукол)
• «Лучший музыкальный спектакль»
«Пой, Лола, пой!» А.Чепалова по мотивам романа Г.Манна, реж. — Дмитрий Богомазов (Киевский академический театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра)
• «Лучший спектакль для детей»
«Почему длинный нос у слона» Р.Киплинга, реж. — М.Урицкий (Киевский муниципальный академический театр кукол)
• «Лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены)»
«Сталкеры» П.Арье, реж. — Станислав Жирков (Совместный проект Театра «Золотые ворота» и Киевского академического молодого театра)
• «Лучшая режиссерская работа»
Урицкий Михаил, «Оскар» (Киевский муниципальный академический театр кукол)
• «Лучшая мужская роль»
Ганноченко Александр (Гнус), «Пой, Лола, пой!» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра)
• «Лучшая женская роль»
Витовская Ирма (Баба Прися), «Сталкеры» (Совместный проект Театра «Золотые ворота» и Киевского академического молодого театра)
• «Лучшая мужская роль второго плана»
Суржиков Дмитрий (Мервин), «Однорукий» (Киевский академический молодой театр)
• «Лучшая женская роль второго плана»
Хохлаткина Елена (Улита), «Лес» (Национальный академический драматический театр имени И.Франко)
• «Лучшая сценография»
Данько Николай, «Почему длинный нос у слона» (Киевский муниципальный академический театр кукол)
• «Лучшее музыкальное оформление»
Полянский Тимур, «Он и она» (Киевский академический драматический театр на Подоле)
• «Лучшее пластическое решение спектакля»
Скляренко Алексей, «Пой, Лола, пой!» (Киевский академический театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра)
• «Лучший актерский дебют»
Олийнык Дмитрий (Митя), «Митина любовь: дневник» (Театр «Золотые ворота»)
• «Лучший режиссерский дебют»
Кон Сергей, «Кукла. Новая история Коппелии» (Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества)