Недавно музыкальная общественность столицы отмечала 75-летие со дня рождения и 55-летие творческой деятельности народного артиста Украины, профессора НМАУ Владимира Лукашева. В стенах родной филармонии состоялся торжественный вечер. Сменяли друг друга ведущие коллективы, выступали известные певцы: Сергей Магера, Евгений Орлов, Елена Романенко, Тамара Гармаш, Ирина Семененко, Анжелина Швачка и др. В концерте принял участие Симфонический оркестр Национальной филармонии под руководством Николая Дядюры, блестяще прозвучал финал оперы П. Чайковского «Иоланта». Это концертное мероприятие стало своеобразным смотром и яркой демонстрацией лучших исполнительских сил Киева.
— Владимир Анатольевич, кто-то из ваших коллег заметил, что вы имеете полное право сказать, перифразируя известное выражение Людовика ХІV: «Филармония — это я».
— Мы вместе с Генеральным директором филармонии Дмитрием Остапенко, моим единомышленником, сотрудничаем в творческом «тандеме» не один десяток лет. Для меня же работа в Национальной филармонии на должности Генерального директора и художественного руководителя, которая знаменовала собой кардинальный поворот в художественной и, в частности, в режиссерской карьере (переезд из родного Харькова), началась с момента «реанимации» аварийного здания. За полгода филармония, как птица Феникс, восстала из руин в новой отделке. Одновременно пришлось решать массу совсем не «творческих» вопросов — например, о приобретения стульев и пультов для оркестрантов и фраков, рубашек и бабочек для солистов. Общими усилиями нам удалось на балконе Колонного зала им. Лысенко установить орган. Это открыло путь к насыщению наших концертных программ не известными доселе массовому слушателю произведениями барочной эпохи И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и других западноевропейских классиков. А еще был совершен настоящий прорыв в переформатировании структуры филармонии: организован собственный Симфонический оркестр (до этого существовал лишь Национальный симфонический оркестр Украины). Во главе нового коллектива стал молодой и энергичный дирижер Николай Дядюра, благодаря самоотверженности которого оркестр в короткий срок приобрел авторитет далеко за пределами Украины. Кроме того, у нас появилась собственная студия звукозаписи, что вывело исполнительский сегмент концертной жизни филармонии на качественно новый, современный уровень. Мы получили грант от правительства Японии на приобретение музыкальных инструментов для Симфонического оркестра на сумму около 500 тысяч долларов США... Как видите, есть о чем вспомнить...
— По моему мнению, существуют две основные категории художников, роль которых в формировании культурного пространства заметно отличается. К первой принадлежат те, которые стремятся посвятить свою жизнь в искусстве лишь себе. Есть и другие, которые, овладевая секретами искусства, достигая творческих взлетов, всегда стремятся щедро делиться приобретенным опытом, идеями, проектами со своими коллегами и учениками...
— Девизом своей жизни я избрал известное выражение Сенеки «docendo discimus» («уча, учусь сам»). В течение полувека пришлось сначала преподавать на кафедре оперной подготовки в Харьковском институте искусств, впоследствии заведовать этой же кафедрой, а уже с 1999 года — стать профессором кафедры музыкальной режиссуры НМАУ. Я многому научился у собственных учеников. Теперь многие из них — настоящие звезды музыкального и театрального искусства. Я счастлив, что мои ученики являются моими последователями, которые, что называется, «в воздухе» ловят мои идеи и стараются их творчески использовать в собственных постановках.
Сегодня проблема оперной режиссуры в мире вообще и в Украине в частности стоит очень остро. Ведь именно в плоскости режиссуры заложена программа сценической жизни, этого чрезвычайно сложного, синтетического (по своей природе) музыкального жанра. Кто-то говорит о «смерти» оперы как таковой, некоторые считают, что она якобы уже исчерпала свой эстетический потенциал, что этот жанр XIX века. В то же время, опера продолжает жить и сейчас находится в точке пересечения полярных поисков ее, так сказать, «осовременивания» со стороны режиссуры. Поскольку музыка классиков остается с нами навсегда, то сценическое обновление ее — главная задача режиссера. Сегодня вынуждены констатировать кризисную ситуацию в этой сфере, ведь, например, должности главного режиссера вакантны во всех (!) оперных театрах Украины. Наверное, это не случайно. Ведь от режиссера требуется, прежде всего, фундаментальная профессиональная подготовка, как правило, это два высших образования. Именно поэтому в воспитании высокопрофессиональных кадров ответственная функция возложена на факультет оперной режиссуры Национальной музыкальной академии. Думаю, сегодня невооруженным глазом видно, как элементы театра и театрализации постепенно «оккупируют» самые разнообразные жанры музыкального исполнительства. Вспомните хотя бы выступления оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, который вводит в концертные программы элементы «инструментального театра», оживляя слушателям восприятие музыки. Это призыв нашего динамичного времени, и режиссеры должны на него адекватно отвечать. На современные запросы пытаются реагировать и мои ученики. Одна из них — Ирина Нестеренко. Ее самостоятельные постановки опер П. Чайковского «Башмачки» и «Иоланта» подтвердили режиссерскую зрелость и были с одобрением восприняты критиками и публикой. В свое время она поработала в Харьковской опере, где осуществила блестящую постановку «Богемы» Дж. Пуччини и «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса — оперы, которую почти никогда не увидишь на отечественных сценах. Успехи Ирины Нестеренко, ее нешаблонное видение современного оперного спектакля дали мне основания именно ей поручить в ближайшее время открыть декаду моих восстановленных постановок в Харьковской опере...
— Сегодня Национальная филармония во многом берет на себя функции Камерного оперного театра, который так и не открылся...
— Действительно, сцена Колонного зала им. Лысенко не просто концертная площадка. У нас часто проходят премьеры оперных спектаклей в камерном концертном «формате». Вспомним хотя бы премьеру в этом году опер «Бег» Бибика и «Песня любви» Израилева и т. д. Мы выполняем важную просветительскую миссию, поскольку получаем возможность «экспортировать» наши спектакли в города, в которых нет своих оперных театров... Например, в Париже функционирует более 400 театров! Есть проблема с теледемонстрацией на Первом Национальном концертов и спектаклей. Хотя можно вспомнить и хорошие: «Трубит Трубиж» (по Б. Олийнику), трилогию монументальных литературно-музыкальных спектаклей «Филармоническая шевченкиана» с участием хора, симфонического оркестра, чтеца и солистов, литературно-художественные спектакли «То была неповторимая эпоха...», «Жатва скорби», «Утопленница» (к 200-летию Н. Гоголя), «Анна Ахматова» (к 120-летию поэтессы), концерт-спектакль «Гимн Киеву», музыкально-поэтическая элегия «Пейзажи воспоминаний» Б.-И. Антонича и многие другие постановки, которые воспринимаются публикой с искренним восхищением. У нас есть что предложить меломанам. Пусть приходят в филармонию и наслаждаются «вживую» прекрасной музыкой и виртуозным выполнением произведений или ищут в телепрограммах записи концертов, которые (пусть не так часто) все же транслируются по радио и ТВ.