Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко – один из самых посещаемых киевских музеев, в котором собрана потрясающая коллекция из более чем двадцати тысяч произведений живописи, скульптуры и графики Западной и Восточной Европы. Это излюбленное место культурного отдыха многих поколений ценителей прекрасного. Даже те посетители, кто уже давно знаком с постоянной экспозицией, все равно находят свободное время, чтобы прийти сюда снова и увидеть очередную выставку. Все они разнообразны по тематике и рассчитаны на внимание самой взыскательной публики.
– В сентябре–октябре в музее будет показана знаменитая коллекция первого так называемого одесского авангарда, – рассказывает о выставочных планах заместитель директора по научной работе Анна Рудик. – Уникальное собрание картин «одесских парижан» представляет собой художественный феномен начала XX века. Он оказал большое влияние и на развитие одесской художественной школы, и, как очевидно сегодня, на становление израильского модернизма. Собранная в 1915–1919 гг. выдающимся одесским меценатом раввином Яковом, коллекция исчезла с культурного горизонта и долго считалась утраченной. Лишь несколько лет назад ее удалось найти, и сегодня часть этого уникального собрания – 86 полотен – возвращена в Украину на средства современных украинских коллекционеров искусства и будет показана в выставочных залах Музея Ханенко.
В ноябре в рамках долгосрочного проекта «Европейское измерение» впервые в Киеве будут представлены шедевры европейского искусства из собраний баронов де Шодуар, графов Ильинских-Стецких, а также других собраний, которые сейчас принадлежат фондам Житомирского краеведческого музея. Цель этого проекта – привлечь внимание общественности к сложной ситуации вокруг житомирского музея, который фактически лишен возможности должным образом хранить свои бесценные сокровища.
К слову, вспомнилось о типичной для многих наших отечественных музеев, уже давно наболевшей, но по-прежнему очень актуальной проблеме государственного финансирования. Тема эта многократно аргументированно и эмоционально обсуждалась в масс-медиа. Анна Рудик так прокомментировала этот вопрос:
– Конечно, важнейшая проблема музея – недостаточное и нестабильное финансирование. Несмотря на то что киевская власть отдает должное значению музея для города и по мере сил поддерживает его работу, бюджетное финансирование по-прежнему не в состоянии решить все задачи музея. В первую очередь это потребность в современных климатических системах для обеспечения наилучшего сохранения коллекций. Второй вопрос – реставрация произведений, это тоже большие средства. Для решения этих проблем очень нужна поддержка со стороны общества, современных ценителей – друзей музея, меценатов. Мемориальный музей – это дар киевлянам от выдающихся киевских благотворителей Богдана и Варвары Ханенко, и только взносы современных меценатов, забота сегодняшних украинских попечителей смогут обеспечить музею процветание.
Актуальна сегодня и проблема помещений. Ведь ценная разноплановая коллекция музея требует больших презентационных площадей. Например, собрание произведений искусства древнего мира, богатая коллекция европейского прикладного искусства, азиатского искусства XIX – начала XX в. – все это нужно показывать в постоянной экспозиции или в режиме открытых фондов. Но сегодня площади для этих целей нет.
Также музею очень не хватает реставрационных лабораторий, учебных помещений для лекций и творческих занятий, зон отдыха, специальных помещений и приспособлений для людей с особыми потребностями. Решение этой проблемы есть, и если общество поддержит музей, то через несколько лет Музей Ханенко выйдет на совершенно новый уровень и в плане содержания и показа бесценных коллекций, и в плане удовлетворения различных запросов своих посетителей.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ им. БОГДАНА И ВАРВАРЫ ХАНЕНКО ШИРОКО ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ УНИКАЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ, ГРАФИКИ, ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕГО МИРА. ОСНОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СТАЛО ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ ВЫДАЮЩИХСЯ УКРАИНСКИХ МЕЦЕНАТОВ И КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ БОГДАНА ИВАНОВИЧА (1849—1917 гг.) И ВАРВАРЫ НИКОЛАЕВНЫ (1852—1922 гг.) ХАНЕНКО / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА
Именно активная работа с посетителями, а также организация публичных акций – основа современного музея. Во многом наши музейщики используют при проведении подобных мероприятий опыт зарубежных коллег. При этом каждый украинский музей находит собственный вариант такой практики, учитывая интересы нашей публики как старшего, так и младшего поколений.
– Работа с посетителями – ключевой вопрос. В 2012-2013 гг. здесь было проведено первое в Украине масштабное исследование посетителей. Результаты показали, что Музей Ханенко является лидером в сфере музейного гостеприимства в нашем городе. Мы действительно уделяем большое внимание не только разнообразию программ и услуг для гостей, но и психологическому комфорту каждого, кто приходит к нам.
Мы первыми среди музеев Киева внедрили систему аудиогида по экспозиции на трех языках – украинском, русском и английском. Выбор программы наших экскурсий по Дому Ханенко и экспозициям европейского и азиатского искусства зависит от возраста, подготовки и настроения посетителя. Всех, кто приходит в музей, мы стремимся влюбить в искусство, а через него – в саму жизнь, такую разнообразную и прекрасную.
Среди публичных акций следует отметить «Ночь» и День Музеев в мае. Ежегодно в эти дни мы придумываем что-то новое для наших гостей и непременно предлагаем свободный вход. Среди регулярных мероприятий – детские дни рождения, когда юная компания во главе с именинником отправляется в опасное, но увлекательное путешествие на Восток. В выходные для детей проводятся познавательные занятия из циклов «Мир музея» и «Музейная азбука». Новым и очень важным направлением для нас в нынешнем году стала разработка и проведение занятий для детей и взрослых с особыми потребностями – мы верим в огромные реабилитационные возможности музея искусства.
КАРТИНА ГВИДО РЕНИ «ИИСУС ХРИСТОС» (НЫНЕ ШЕДЕВР ПРИНАДЛЕЖИТ МУЗЕЮ СТАРИННЫХ СОКРОВИЩ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ В ГОРОДЕ ЛОРЕТО) БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА НЕДАВНО ПРОШЕДШЕЙ ВЫСТАВКЕ «ТРИ ШЕДЕВРА ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ИЗ МУЗЕЕВ ИТАЛИИ...». ЭТОТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СТАЛ ВЕНЦОМ МНОГОЛЕТНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЯ ХАНЕНКО И ИТАЛЬЯНСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО
Международная деятельность – важнейший фактор развития музея как такового, укрепления и совершенствования информационно-коммуникативных каналов со всем миром.
– Культурное и духовное сотрудничество – наш прямой путь в Европу. Музей Ханенко, как крупнейший в Украине музей мирового искусства, всегда имел крепкие международные контакты. Благодаря украинско-нидерландскому проекту «Матра – музеи Украины», идея которого родилась в Музее Ханенко, стало возможным не только открыть долгожданную постоянную экспозицию искусства Азии – своей второй, образовательной компонентой проект побудил к развитию музейное сообщество Украины.
Добавлю также, что на протяжении всей своей истории Музей Ханенко почти ежегодно представлял свои произведения на зарубежных выставках. Новым этапом в этом плане стал грандиозный проект «100 шедевров старых европейских мастеров из 9 музеев Украины», организаторами которого выступили Музей Ханенко и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва). Летом прошлого года силами нашего музея 100 избранных произведений из лучших украинских коллекций были представлены в одном из главных музеев российской столицы.
Вместе с тем мы хотели бы не только представлять себя за рубежом, но и привозить в Киев шедевры мирового искусства. Только тогда, когда Киев войдет в маршрутные планы крупных международных художественных проектов, киевляне почувствуют себя гражданами культурного мира. Проект «Три шедевра европейского классического искусства из музеев Италии», показанный в мае–июне нынешнего года, стал первым шагом. Киевская публика смогла впервые увидеть оригинал гениального Тициана, алтарную композицию выдающегося мастера итальянского барокко Гвидо Рени и огромный гобелен XVII в., созданный по композиции Рафаэля. Эта выставка стала венцом многолетнего успешного сотрудничества музея с Итальянским институтом культуры в Украине. В следующем году планируется реализовать в Киеве новый, еще более громкий «итальянский» проект, детали которого пока не разглашать не буду.
Мы также очень рады плодотворным дружеским отношениям с Польским институтом в Киеве. Благодаря его поддержке в музее в настоящее время проходит выставка произведений выдающегося мастера европейской гравюры, поляка Даниэля Ходовецкого. Также мы сотрудничаем с Французским институтом в Украине и Гете-институтом, у нас дружеские отношения с посольствами Узбекистана и Армении и многими другими зарубежными представительствами.
Вся эта работа направлена на то, чтобы посетители Музея Ханенко получили больше новых впечатлений и знаний, чтобы они расширили свои горизонты восприятия.
После продолжительного ремонта музей предстал в роскошном виде. Сначала для посетителй открыли Западный, а несколько позже – Восточный отдел. Об особенностях экспозиции рассказывает научный руководитель отдела восточного искусства Галина Биленко:
– Восток пользуется большим интересом у посетителей. Это вполне закономерно, поскольку экспозиция демонстрирует очень ценную коллекцию буддийского искусства. Отмечу, что именно наше собрание по праву считается самым крупным из всех государственных украинских коллекций, при том что существуют также весьма интересные коллекции в музеях Львова, Одессы и в Сумах.
Идея коллекционирования уникальных экзотических памятников буддизма принадлежит Богдану Ханенко. Известно, что во время русско-японской войны в 1905–1906 гг. он служил в подразделениях Красного Креста в Харбине на Дальнем Востоке, где, несмотря на военную обстановку, не забывал пополнять свою коллекцию. Именно там он приобрел первые предметы, связанные с буддизмом.
Возможность прикоснуться к буддистскому искусству – важная заслуга музея искусств Варвары и Богдана Ханенко. Особенно это справедливо, если говорить о предметах тибетской культуры, которые представляют собой синтез влияний, поскольку на протяжении столетий искусство этого региона развивалось под влиянием могущественной индийской китайской ? цивилизации. Культура Тибета очень консервативна, новшества и авторские идеи категорически не одобрялись, поскольку считалось, что вольное толкование может препятствовать духовному просвещению. Талантливые художники Тибета на протяжении многих веков работали анонимно, оставаясь неизвестными. Таким загадочным мастером была создана чаша-капала – мистическое сокровище восточного отдела музея Ханенко.