Восьмой кинофестиваль «Трайбека» закончился без сенсаций. Жюри, в составе которого были такие знаменитости, как Ума Турман и Мэг Райан, отдало преимущество фильмам режиссеров, малоизвестных широкой публике, а также представителям кинематографов, которые принято считать экзотическими; таков обычно выбор и на большинстве европейских фестивалей, однако к этому побуждали и составленные соответствующим образом конкурсные программы.
Основной конкурс имел название «Повествование» — в нем соревновались полнометражные игровые фильмы; кроме главного приза, здесь также предусмотрены награды для дебютного фильма, для лучших актера, актрисы и режиссера-дебютанта. Для документалистов предусмотрен отдельный конкурс, там также есть поощрение для дебютантов. Не забыты короткометражки — здесь также дают приз отдельно игровикам и документалистам. Еще в двух категориях дает о себе знать специфика места проведения фестиваля: лучшая игровая и лучшая документальная картина о Нью-Йорке.
Вообще Нью-Йорку самой судьбой определено быть центром фестивального движения. Ведь ряд кинематографических ассоциаций с городом Большого Яблока довольно стойкий: сразу вспоминаются Энди Уорхолл с его знаменитыми безумными киноэкспериментами, а также базирующаяся здесь студия «Мирамакс», давшая дорогу на экран Тарантино и в течение 1990-х собравшая больше «Оскаров», чем любая другая, даже самая богатая голливудская кинокомпания за тот же период.
Однако присутствие фестиваля в городе заметно очень слабо. Площадок для просмотра было достаточно (больше десяти кинотеатров, разбросанных по всему Манхеттену), фестивальные офисы сосредоточены в районе Юнион-сквер — эта площадь сама по себе является средоточием интеллектуальной жизни: здесь расположена Киноакадемия, неподалеку находится Нью-Йоркский университет. Но в целом остро чувствуется отсутствие единого фестивального центра — такого, как Казино на острове Лидо в Венеции или «Сони-центр» в Берлине. Географическая рассеянность в городе, который сам по себе визуально ошеломляет, вредит прежде всего представительской стороне. Ведь именно пышными мероприятиями можно было бы прикрыть недостатки в подборе фильмов. Поддержка дебютантов — это хорошо, но ведь должны быть и известные имена, и эффектная, насыщенная премьерами внеконкурсная часть — а с этим как раз и не сложилось, все подобные картины (наподобие оскароносных «Отбытий» (Япония) или сенсации последней Венеции «Вегаса» ирано-американца Амира Надери) уже давно и неоднократно прошли на разных фестивалях, и киноманам были хорошо известны.
Так или иначе, публика все-таки в Нью-Йорке благодарная. Залы заполнялись регулярно и до отказа. Зрители и выбрали первого победителя. Обладателем приза зрительских симпатий и премии 25000 долларов стал «Город-остров» Раймона де Фелитти — комедия о беспокойной семейке, живущей на небольшом острове вблизи нью-йоркского района Бронкс.
А жюри отдало преимущество драме «Об Элли» иранца Асгхара Фархади. Как отметило жюри, «универсальность характеров и тем и увлекательность этой истории делают «Об Элли» фильмом, разрушающим барьеры и углубляющим наше понимание мира, который мы разделяем».
Новым словом в режиссуре признали «Север» норвежца Руна Денстада Лангло, который до того более десяти лет работал в документалистике. «Север» — это привлекательная для любого зрителя смесь мелодрамы, комедии и роуд-муви о некогда успешном лыжнике, после травмы превратившегося в изгоя, но, узнав, что у него есть пятилетний сын, отправляющегося на его поиски на далекий, заполярный Север. Жюри аргументировало свой выбор Денстада «совершенным видением, сильной увлекательностью сюжета и властным языком кино», что делает режиссера «наиболее заметным среди мощного подбора кандидатов».
Лучшим актером признали Сиарана Хиндса, сыгравшего в фильме «Затмение» (режиссер — Конор МакФерсон, Ирландия) вдовца, одинокого отца двух детей Майкла, пытающегося наладить личную жизнь, встретив эксцентричную писательницу Лену, за которую, однако, ему приходится бороться с успешным писателем бестселлеров Николасом. Жюри констатировало, что игра Сиарана Хиндса сочетает в себе «как силу, так и уязвимость».
Лучшей актрисой стала Зоэ Казан («Девушка, которая взрывается», режиссер Бредли Руст Грей, США): ей довелось сыграть влюбленную и больную эпилепсией студентку колледжа в знойном летнем Нью-Йорке. Зоэ пытается скрыть свою болезнь, стремится разобраться с чувствами к своему парню, ситуация постепенно приближается к взрыву... Это действительно сложная и эффектная роль, что подтвердило и жюри: «Каждый компонент этого блестяще сдержанного исполнения выдает силу ее (актрисы. — Авт.) таланта, поразившую и растрогавшую жюри».
Первенство среди документальных картин получили «Скоростные сны» (режиссер — Маршал Карри) о детях, увлекающихся гонками на картах. В то же время лучший дебютант-документалист, по версии жюри, — Ян Олдс, снявший «Посредник» — по сути, фильм-постскриптум к трагической истории жизни и гибели афганского парня Аджмала Наскшбанди, захваченного и казненного талибами.
Лучшая картина о Нью-Йорке в этом году — «Здесь и там» серба Дарко Лунгулова (переехал в город в 1991-м) — история о фиктивном браке, эмиграции и непростых отношениях «первого» и «третьего» миров. А вот за «уникальные нью-йоркские моменты» жюри отметило документальную ленту израильско-американского режиссера Данаи Элон «Особенно лично».
В целом, после «Трайбеки» возникает чувство, что этот фестиваль — это все-таки «домашнее развлечение» для нью-йоркцев и ничего более. Впрочем, фестиваль еще довольно молод, к тому же недавно здесь сменилось руководство. Так что не исключено, что скоро «Трайбека» таки дорастет до уровня города, в котором он проходит.