Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Домик с трубой

Послезавтра исполняется 120 лет со дня рождения великого швейцарского живописца, графика и теоретика искусств Пауля Клее
16 декабря, 1999 - 00:00

Проходя залами художественного музея в Базеле мимо живописных изысков импрессионистов, романтиков и художников группы «Синий всадник», внезапно в рафинированной экспозиции замечаешь нервно-тревожную, по-детски составленную из треугольников-четырехугольников «Виллу R» Пауля Клее. Здесь все не поддается какой-либо рациональной интерпретации (Все ли благополучно?.. Гармоничен ли?..) Глядя на картины Клее, почти физически ощущаешь обнаженность «человека с содранной кожей» — угловатость и колючесть его рисунка, фантастику и гротеск «детской» манеры, в которой проявляет себя «неблагополучный» мир.

Работы Клее отличаются сочетанием статики и динамики «беспокойства» — словно отражение деструктивности громыхающего мира. Это живопись «видящего»; «видение» заполнено «изображениями в перспективе», узорами линий, декоративными пятнами, вибрациями цветообразующих токов. Может быть, поэтому Пауль Клее выглядит самым актуальным художником нашего времени (не ставшего, к сожалению, более гармоничным): словно живописное зеркало эклектичного сознания современного человека, сотканного из диссонансов, цитат, калейдоскопов, клипов, мерцающего всплесками цветопространства.

Во время Первой мировой войны Клее служил на аэродроме. Он укрывал смертоносных «птиц» от врага и прятал свои рисунки от командиров — скрывая внутреннее от внешнего. «Открытие через сокрытие» — эта фраза Хайдеггера очень созвучна происходящему и в жизни Клее, и на его холстах, откровение которых возникает из сокрытия явного (внешнего) и встречи его с потаенным (внутренним). «Искусство не подражает реальности, оно раскрывает реальность», — написал художник в «Творческой исповеди». Клее раскрывает реальность, в которой ничего не происходит, компонуя различные элементы (луна, буквы, часы, рыбы), где зритель попадает в завораживающее поле соединения несоединимого (луна, буквы, часы, рыбы...) Собственно, вся эволюция творчества Клее шла из яви в сон — от веселой иронии к загадочным воспоминаниям никогда не виданного, убегая от предметных образов в максимы и архетипы.

Уходящий век устало оглядывается, листая пожелтевшие страницы. Прочитано послесловие, но еще мелькают комментарии и примечания — «книжка с картинками» скоро вернется на полку. Остаются «видения», в которых все происходит на самом деле, остаются «смыслы», отраженные в «домиках с трубой». Все ли благополучно?.. Гармоничен ли?.. Не много ли черных ворон закрывает небо?..

Андрей БЛУДОВ, художник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ