Режиссeр Игорь Талалаевский назвал развесeлое обозрение в двух действиях «Бритва в киселе». Сюда входит инсценизация рассказов Н. Теффи, А. Аверченко и А. Бухова. Зрители восседают не в креслах, а за столиками с вкусной ед ой и вином. Но сразу оговорюсь: критичность публики этим не усыпляли и не задабривали. Наоборот — публика судила строго.
«Кабаре «Хлам»» сделан по принципу старинного кабаре, где в прежние времена собиралась публика, умеющая ценить и актeрскую игру, и кулинарные изыски. Театр «Ателье-16» решил возродить эти традиции и не прогадал — в Киеве ничего подобного нет.
Спектакль «Бритва в киселе» состоит из 10 рассказов, в конце каждого — неизменно музыкальный номер. Поют, кто как умеет. Правда, к Виталине Библив, Владимиру Ковалю, Бориславу Борисенко и Сергею Кравцу это не относится: их вокальные номера яркие и игровые. Впрочем, далеко не многие актеры могли похвастаться своим вокалом. Хотя музыкальное решение (А. Курий) в спектакле выполнено со вкусом и с учeтом зрелищности. Между инсценировками — монологи конферансье (Андрей Павленко), написанные И. Талалаевским. Здесь — живое общение с публикой и концертмейстером (тапeром). Правда, это выглядело несколько тяжеловато и не всегда весело. Понятно, что мастерство конферанса — вещь особая и оттачивается годами, и сходу этот орешек не раскусишь.
Интересно, что когда происходящее на сцене захватывало публику, то про еду все забывали. Вообще, спектакль напоминает мозаику: какие- то сценки — блестящие, с забавным решением и исполнением ( «Хирурги» А. Аверченко), а какие-то не очень были хороши, и зрители сразу тянулись к еде… Бросалось в глаза «мудрое» распределение ролей: в каждом рассказе кто-то был «звездой», а кто- то — «звeздочкой», для баланса. Например, «Марыськина» А. Аверченко. В. Библив просто затмила своих партнeров.
Отдельно хочется сказать о сценографии спектакля, которую создал В. Карашевский. Огромные смешные профили: женские, мужские, курносые и не очень — выстроились один за другим в качестве кулис. Сценография с первых же минут создала атмосферу и образ спектакля, которые потом удачно дополняли и костюмы, и стилизованные причeски, и танцевальные номера.
Интересно от спектакля к спектаклю наблюдать развитие этого молодого театра «Ателье-16». Видно, что режиссeр медленно подбирается к крупной драматургии, обучая и взращивая своих актeров. Мастерство коллектива будет набирать обороты и когда-нибудь «Бритву в киселе» они станут вспоминать, как начальную школу, этакие актeрские этюды-зарисовки. Очевидно одно: некоторые актеры, как, например Виталина Библив и Борислав Борисенко, уже вырвались вперeд и переросли рамки «Хлама» и им в этом кабаре тесно...
А пока — у «Ателье-16» на повестке дня кабаре «Хлам». Хлам-то хлам, а выбрасывать, как говорится, жалко. Что-то в этом хламе есть нужное.