Новость, неприметная для непосвященного уха, но для всех меломанов звучащая громом среди ясного неба: в Национальной музыкальной академии состоялось официальное представление кафедры старинной музыки.
Старинная музыка — это Средневековье и барокко. Это лютня и клавесин, волынка и блок-флейта, трубадуры и монашеские хоры; это, в конце концов, совершенно особые законы жизни в искусстве. Законы, от которых современная культура отказалась. С поправкой на нашу (пост)советскую действительность, отказ был категорический и уничтожающий. Старинная, аутентичная, до-классическая музыка у нас подвергалась тотальному остракизму, выпадавшему на долю крамольных авангарда, рока и джаза. Да и в новейшее, независимое и демократическое время к аутентике в академических стенах относились, как минимум, пренебрежительно. Потому-то появление кафедры в консерваторской святая святых — настоящее торжество для музыкальных гурманов.
Ведь старина — это как раз то, что необходимо для всех, кто устал от современных ритмов, а также не приемлет чрезмерного пафоса и сложности классики. В средневеково-барочном звучании простота и доступность сочетаются с серьезностью и философской глубиной, а эмоции — с точной работой рассудка. Ну, а про инструменты и говорить не приходится — это настоящий рай для любителей исторической экзотики.
Впрочем, для самой КСМ такие инструменты, равно как и техника игры на них, — не экзотика, но предмет каждодневного изучения. Кроме короля барокко — клавесина, — здесь будут осваивать блок- флейту, трубу-кларину, старинный орган, а также учиться читать партитуры тех эпох. Не забудут и национальную школу: предметом изучения станут кобза, бандура, лира, народная скрипка, а также — в вокальных жанрах — стилистика православной монодии и раннего многоголосного пения. Руководит же всем этим интереснейшим хозяйством профессор Нина Герасимова-Персидская.
В заключение стоит отметить, что в вопросе создания старинной кафедры наше академическое образование, опять- таки, лишь догоняет остальной мир. Сказать, что аутентика и камерная музыка на Западе в моде — не сказать ничего. Это, по сути, настоящий бум, сравнимый разве что с расцветом джаза в начале прошлого века. А уж нам, в Украине, с нашей богатой барочной традицией, что называется, сам Бог велел.
Так что, после признания модернистских экспериментов и атональных откровений, старина у нас тоже дозволена. Позже других — но на то она и старина. В вечности сроки вообще не имеют значения.