Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дружественный обмен «Золотыми яблоками»

Осенний фестивальный марафон открылся в Ялте
19 сентября, 2007 - 19:17
ЗОЯ КАЙДАНОВСКАЯ В ФИЛЬМЕ ЛАРИСЫ САДИЛОВОЙ «НИЧЕГО ЛИЧНОГО» / НАСТЯ ЗЮРКАЛОВА В ФИЛЬМЕ ОКСАНЫ БАЙРАК «АВРОРА, ИЛИ ЧТО СНИЛОСЬ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ» КАДР ИЗ ФИЛЬМА ПАВЛА ЧУХРАЯ «РУССКАЯ ИГРА»

Календарь осенних кинофестивалей открывает Ялта, уже второй год собирая дружественные киновстречи Украины и России не жарким летом, а в бархатном сентябре. Фестивалю «Кино-Ялта» уже 7 лет и за эти годы он пережил достаточное количество преобразований. Напомню, что начинался он, как фестиваль дружбы украинско- российской кинематографий и носил характер, скорее, политический, чем творческий. У Украины была благодатная крымская земля, с расположенной на ней некогда знаменитой, основанной Ханжонковым киностудией, и напрочь отсутствовало кино. В России кинопроцесс стал набирать мощные производственные обороты, инвестировать в кино стало престижно и выгодно. Свою инвестиционную «дозу» получила от северного соседа и разрушающаяся на глазах Ялтинская студия. Пришла пора кинодипломатии и разговоров об общих проектах — так и родился фестиваль под крылом двух дружественных «культурных» министерств.

И сам фестивальный конкурс; и показы, организованные в гостинице «Ялта» и единично сохранившихся неустроенных кинотеатрах в жару среди бела дня, позднее — показы на набережной; и более, чем традиционные открытия-закрытия в зале «Юбилейный»; и отсутствие — в связи с почти полным «безкиньем» в Украине, — здоровой конкурсной конкуренции, придавали фестивалю в Ялте несколько шаржевый характер. Хотя гостей, гордо несущих бремя звездности было немало — отчего же не побаловать себя летней Ялтой в кругу друзей.

Пробовали наполнить фестиваль таким и этаким смыслом, наконец, в чью-то светлую голову пришла идея проведения фестиваля продюсерского кино. За все годы существования «Кино- Ялты» под такой «шапкой», ответить на вопрос, что же такое «продюсерское кино» и чем отличается от «не продюсерского» не смог никто. Хотя российских продюсеров к тому времени уже было хоть пруд пруди, работали они успешно, собирали призы и кассу, и им было о чем поговорить между собой на многочисленных круглых столах, традиционно включенных в программу фестиваля.

С прошлого года «Кино-Ялта» сменила команду, которую возглавил генеральный директор известной своими крупными и успешно проведенными проектами компании «Интерфест», человек с «сумасшедшинкой» по отношению к кино — Ренат Давлетьяров. И фестиваль стал приобретать явные черты «гламурности». Это коснулось и подбора, встречи и приема гостей и участников фестиваля. И показов в небольшом, но современно оборудованном зале гостиницы «Ореанда». Показов и гала-представлений на главной площади Ялты. Тематических придумок каждого фестиваля. Роскошно обставленных церемоний открытия- закрытия, проходяших каждый раз в самых экзотических местах Крыма, на пленере.

Темой этого года было 25-летие фильма «Полеты во сне и наяву», который с неослабевающим удовольствием смотрит уже не одно поколение зрителей. На фоне умело подсвеченного Массандровского дворца, который служил задником сцены, с висящим на нем экраном, рассаженные амфитеатром зрители вновь переживали знакомые до боли эпизоды «завирательной» жизни Сергея Макарова, сдобренные комментариями ведущего Евгения Гришковца. Он довольно успешно пытался попасть в унисон с переживаниями старшего героя, делился своими детскими впечатлениями от просмотра «Полетов». Возглавивший жюри фестиваля этого года, великолепно спокойный Роман Балаян вместе с автором сценария картины Виктором Мережко, умело скрывая понятное волнение, делились впечатлениями и даже воспоминаниями. Однако все было довольно лаконично, стильно и интересно.

Не менее живо прошло и представление жюри, и конкурсной программы, состоящей из восемь картин — четыре представила Украина, столько же Россия. В жюри, кроме Романа Гургеновича, вошли: главный редактор хурнала «Кино- Театр» Лариса Брюховецкая (Украина), режиссер и сценарист Александр Велединский (Россия), фильм которого «Живой» собрал целый сноп наград на различных фестивалях и с успехом прошел в прокате, сценарист, драматург, писатель Аркадий Инин (Россия), кинопродюсер Николай Мазяр (Украина) и любимая всеми актриса Лариса Удовиченко (Россия). Надо сказать, что представление каждого фильма конкурсной программы было удачно смонтировано с подходящим эпизодом из «Полетов во сне и наяву», что вызывало добрую улыбку и впечатление «ссылки на первоисточник».

Каждый вечер главная площадь Ялты превращалась в громадный кинозал под открытым небом, где собиралось немало публики. На предварительной пресс-конференции заместитель мэра Ялты заметил, что наблюдается неуклонный рост гостей города во время фестиваля. Почему бы и нет, ведь в свое время «Кинотавр» стал собирать туристов на кинопросмотры в мало престижное для Сочи время. Зритель любит встречи с творческими группами и с радостными воплями встречает любимых актеров, даже если фильм уже прошел в прокате. Так было, например, с картиной «Любовь-морковь» Александра Стриженова, киноверсией «Танкера «Танго» Бехтияра Худойназарова, специальной программой украинских короткометражных фильмов, подготовленной «Артхауз-Трафик», и всеми остальными, в основном, российскими картинами.

Но главным событием «уличных» мероприятий был, конечно, показ реанимированного, вошедшего в историю мирового кино, фильма Евгения Бауэра «Король Парижа». Мало того, что демонстрация картины сопровождалась различными световыми эффектами. Ее «озвучивал» вживую Государственный симфонический оркестр Крыма, усиливая напряжение салонной жизни Парижа начала века, эмоциональной музыкой Сергея Прокофьева.

Из восьми конкурсных картин без наград и комментариев остались несколько картин. Дебют Евы Нейман «У реки» (Украина) — вялые воспоминания двух престарелых женщин, снятые в стиле Киры Муратовой, но без ее экспрессивной эмоциональности, с двумя прекрасными актрисами: Ниной Руслановой и Мариной Полицеймако. Претенциозная «Натурщица» Татьяны Воронецкой (Россия) — будуарное прочтение известного рассказа Юрия Нагибина « Трое и одна, и еще один». Удручаюше непрофессиональная драма на тему войны «Враги» Марии Можар (Россия), с очень любопытным немецким актером Акселем Шриком. Недешевые, мелодраматические вариации на тему Чернобыля «Аврора» Оксаны Байрак (Украина) тоже, думаю, не удостоились бы упоминания жюри, когда б не атриса-ребенок Настя Зюркалова, получившая диплом за свою работу.

Уже отмеченный призом ФИПРЕССИ Московского фестиваля этого года, фильм Ларисы Садиловой (Россия) «Ничего личного», отличающийся присущей режиссеру манере наблюдать детали быта, был отмечен «за лучшую женскую роль», которую сыграла Зоя Кайдановская.

Приз за лучшую мужскую роль получил заполонивший кино и телеэкраны российский актер Александр Балуев, исполнивший главную роль в фильме «Индии» Саши Кириенко (Украина). Очень трогательная история на вечную тему богатых, которые тоже плачут.

Приз за лучшую режиссуру получила несравненная Кира Муратова (Украина) за ленту «Два в одном», которая выходит уже на экраны. Фильм, как, впрочем, обычно сделан мастерски и разделен на две части. Что же касается содержания, то в своей нелюбви и неуважению к человечеству здесь Кира Георгиевна превзошла самое себя. В фильме снимались великолепные актеры — Богдан Ступка, Александр Баширов, Наталья Бузько, Рената Литвинова и Нина Русланова, которые блестяще работают в фарсовой манере режиссера. Хотелось спеть гимн немощи и ничтожеству человеческому. Гимна не получилось, а подробный показ пустопорожних душ вызывает отторжение. (Это — лишь одна из точек зрения, с противоположным мнением вы могли познакомиться в «Дне» от 19 сентября. — Редакция).

Главное «Золотое яблоко» досталось Павлу Чухраю (Россия) за его вариации на тему гоголевских «Игроков» — «Русская игра». Фильм сделан в совершенно новой для Чухрая театральной манере. С догвилевскими выстроенными театрально-плоскими мизансценами и бенефисными, нарочито театральными, очень интересными актерскими работами Сергея Гармаша, Сергея Маковецкого, Андрея Мерзликина и Джулиано ДиКапуа.

Фестиваль окончился, оставив много позитива. Коль скоро его существование поддерживают и Украина, и Россия, а также правительство республики Крым и город Ялта заинтересованы в его дальнейшем существовании, стоит, по-моему, подумать о нескольких вещах. Во-первых, Украина должна разобраться со своим отношением к кино и стать во всех отношениях равноправным партнером. Во-вторых, оставив эпитет «международный», подумать о незаметной утере нелепого в данном случае эпитета «продюсерский». В-третьих, возможно, пересмотреть регламент фестиваля, расширив его рамки для начала в пределах досягаемости стран СНГ. И тогда у Ялты есть все шансы посоперничать с недосягаемыми Каннами и более осязаемыми Сочи. Ведь команда сейчас у фестиваля блестящая и работать они умеют.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ