Рано утром 8 мая 1861 года после поминальной службы в церкви Рождества на Подоле пароход «Кременчуг» с прахом Тараса Шевченко, привезенным из Петербурга, отбыл из Киева в Канев. Гроб с прахом поэта сопровождали братья Никита и Иосиф и сестра Ярина, а также близкие друзья - И. Сошенко. М. Чалый, А. Лазаревский и Г. Честаховский. С момента прибытия парохода в Канев траурной церемонией руководил один из ближайших друзей Шевченко в последние годы его жизни, художник Григорий Честаховский, по инициативе которого происходило захоронение поэта на Чернечей горе и сооружение насыпи-кургана над склепом могилы.
Григорий Честаховский родился в семье военного поселенца в посаде Новая Прага Александрийского уезда Херсонской губернии в 1820 году (по другим данным – в 1815 г.).
С детских лет у него проявилась тяга к рисованию, но об обучении в Академии искусств юноше, учитывая социальное происхождение, приходилось только мечтать. Освоив самостоятельно азы живописи, Честаховский занимался разрисовкой церквей. Помог случай. Летом 1842 года судьбой талантливого художника-самоучки заинтересовался граф Михаил Воронцов, генерал-губернатор Новороссии и полномочный наместник Бессарабии. Он и обратился к начальнику департамента военных поселений графу П. Клейнмихелю с просьбой помочь Г. Честаховскому получить художественное образование.
«И уже совсем скоро - как писала исследовательница творчества художника Юлия Шиленко, - был издан высочайший указ об увольнении Честаховского из военных поселенцев и зачислении его чиновником Главного управления корпуса инженеров военных поселений с тем, чтобы он совершенствовался в своих естественных дарованиях в Академии искусств и оставался на службе». Приехав в Петербург и успешно сдав вступительные экзамены, 15 ноября 1843 года Честаховский получает билет в рисовальные классы Академии художеств. По более поздним воспоминаниям художника, именно тогда он подружился с учеником мастерской Карла Брюллова Тарасом Шевченко: «В то время украинский поэт уже заканчивал Академию. А я еще только начинал, мы были земляками, хотя и из разных мест Украины: я - с Херсонщины, он - Киевщины. Встреча с Шевченко на художественной ниве много дала мне».
Вынужденный совмещать учебу с чиновничьей службой, художник проучился в Академии 10 лет, получив диплом в 1854 году. Следующим шагом губернского секретаря Г. Честаховского по чиновничьей восходящей стало назначение в 1859 году чиновником канцелярии Капитула российских императорских и морских орденов, где он прослужил до 1883 года...
Как художник в свободное от основной службы время рисовал на заказ иконы, создал ряд портретов петербургской интеллигенции и рисунков на античную тематику в стиле русского академизма.
В 1858 году возобновилось знакомство художника с Тарасом Шевченко, который, вернувшись весной в Петербург, получил комнату-мастерскую в Академии художеств. Знакомство переросло в искреннюю дружбу, чему способствовало знание и задушевное исполнение Г. Честаховским «малорусских песен». Оно до слез тронуло поэта, и земляк-художник стал одним из самых желанных и искренних друзей в холостяцкой квартире Шевченко.
Как вспоминал Г. Честаховский, однажды Шевченко обратился к нему, активному деятелю петербургской общины украинцев, с просьбой подыскать натурщицу для создания образа красавицы-казачки. Тот порекомендовал семнадцатилетнюю Одарочку, сестру художника Петра Соколенко: «В воскресенье же, вместе со своей замужней сестрой Горпиной и их женатым родственником, архитектором Хижняком, в десятом часу утра чернявая семнадцатилетняя Одарочка, в сорочке с широкими манжетами, стянутой по вороту красной лентой, в плахте, запаске, с лентами, вплетенными в косы и распущенными по спине, в веночке из цветов на головке, как маковка в огороде, появилась-расцвела в мастерской у Кобзаря.
В понедельник я наведался к нему, - узнать, была ли у него Одарочка? Он, как орел крыльями, обнял меня сильными своими руками и прижал к широкой орлиной груди. «Спасибо тебе, голубь мой сизый, душа моя сердечная. За добрую твою услугу, не знать бы тебе беды вовеки!».
«Я рассказал, что она – крепостная, семья и весь род их – крепостные князей Голициных…. Говорю я, а Кобзарь потихоньку, чуть ссутулясь, в мягких сапогах и казацком кобеняке по своей мастерской ходит. Густые брови его насупились, будто черная туча холодом нависла над глазами…. Потом промолвил: «горе горькое, беда тяжкая, какое добро гибнет, а спасать некому!» - вспоминал Честаховский.
Впечатления от этой встрече Шевченко зафиксировал в сепии «Две девушки».
Г. Честаховский оставался верным другом до самой смерти поэта.
Поэтому именно ему Петербургская община украинцев поручила вместе с А. Лазаревским дело перезахоронения Тараса Шевченко в Украине.
Для сопровождения гроба чиновник Честаховский попросил 28-дневный отпуск в Киевскую губернию. После панихиды в Успенском соборе по инициативе Г. Честаховского решено было похоронить Шевченко на Чернечей горе возле Канева. Родные поэта, студенты Киевского университета и крестьяне из окрестных деревень выкопали могилу и построили склеп. И 10 мая 1861 года в семь часов вечера гроб с прахом поэта похоронили. За эти дни художник Г. Честаховский создал ряд рисунков, в которых задокументировал последние дни Кобзаря в Украине: «Гроб Тараса Шевченко. В церкви», «Гроб Тараса Шевченко. На пароходе», «Гроб Тараса Шевченко. В дороге», «Крестьяне у гроба Тараса Шевченко» и др. Как писала Зинаида Тарахан-Береза, художественные свидетельства Честаховского являются на сегодняшний день «самым глубоким источником для раскрытия истории перевозки праха Т.Г. Шевченко из Петербурга на Украину и захоронения его в Каневе».
После похорон Г. Честаховский остался в Каневе, чтобы упорядочить и высыпать высокий курган над могилой, часто общался с крестьянами, которые помогали в работе, раздавал им стихи поэта.
Такая «возмутительная» деятельность стала темой доносов на художника, местная полиция подвергла его домашнему аресту, им заинтересовался полковник корпуса жандармов Грабовский. Но после разговора с генерал-губернатором князем Васильчиковым художнику было предложено покинуть Канев и Киев и выехать из Украины.
После возвращения в Петербург Г. Честаховский составил «Описание гравюр, литографий, фотографий, акварелей и различных рисунков, принадлежащих Т. Шевченко, сделанное после его смерти», помогал в сборе шевченковских вещей с аукционов-распродаж в коллекцию В. Тарновского - младшего, выдвинул мысль-предложение о создании мемориального музея Тараса Шевченко, писал воспоминания о нем (позже они были опубликованы в «Киевской старине»).
Однако не всем «украинским патриотам» понравилась такая деятельность Г. Честаховского, его обвинили в «аморальных действиях» (?) и отлучили от «петербургской общины». Оскорбленный художник замыкается в себе, поэтому почти ничего не известно о его жизни в период 1864 – 1883гг.
...После завершения чиновничьей службы по приглашению Тарновских в 1883 году художник выезжает из Петербурга в Качановку, где проживает почти безвыездно, делясь с окружающими воспоминаниями о Тарасе Шевченко, которого горячо любил и уважал.
Весной 1893 года едет в Петербург, где внезапно заболевает и умирает. Похоронили Г. Честаховского на кладбище Александро-Невской лавры. В том же году его тело было перевезено В.В. Тарновским в Качановку и там предано земле.
P.S. 20 мая в Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка «Последний путь Кобзаря. Рисунки Григория Честаховского» из коллекции НМТШ и Института литературы НАН Украины. Автор искренне благодарен организатору выставки, главному хранителю фондов НМТШ пани Юлии Шиленко за любезно предоставленный иллюстративный материал.