Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Друзья. Тарас Шевченко и Григорий Честаховский

К 155-летию перезахоронения Кобзаря в Украине
27 июня, 2016 - 11:58
НМТШ Ф-73. Т. ШЕВЧЕНКО И Г.ЧЕСТАХОВСКИЙ. ФОТОГРАФ НИКОЛАЙ ДОСС.
РИСУНКИ Г. ЧЕСТАХОВСКОГО ПРО ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ Т.ШЕВЧЕНКО

Рано утром 8 мая 1861 года после поминальной службы в церкви Рождества на Подоле пароход «Кременчуг» с прахом Тараса Шевченко, привезенным из Петербурга, отбыл из Киева в Канев. Гроб с прахом поэта сопровождали братья Никита и Иосиф и сестра Ярина, а также близкие друзья - И. Сошенко. М. Чалый, А. Лазаревский и Г. Честаховский. С момента прибытия парохода в Канев траурной церемонией руководил один из ближайших друзей Шевченко в последние годы его жизни, художник Григорий Честаховский, по инициативе которого происходило захоронение поэта на Чернечей горе и сооружение насыпи-кургана над склепом могилы.

Григорий Честаховский родился в семье военного поселенца в посаде Новая Прага Александрийского уезда Херсонской губернии в 1820 году (по другим данным – в 1815 г.).

С детских лет у него проявилась тяга к рисованию, но об обучении в Академии искусств юноше, учитывая социальное происхождение, приходилось только мечтать. Освоив самостоятельно азы живописи, Честаховский занимался разрисовкой церквей. Помог случай. Летом 1842 года судьбой талантливого художника-самоучки заинтересовался граф Михаил Воронцов, генерал-губернатор Новороссии и полномочный наместник Бессарабии. Он и обратился к начальнику департамента военных поселений графу П. Клейнмихелю с просьбой помочь Г. Честаховскому получить художественное образование.

«И уже совсем скоро - как писала исследовательница творчества художника Юлия Шиленко, - был издан высочайший указ об увольнении Честаховского из военных поселенцев и зачислении его чиновником Главного управления корпуса инженеров военных поселений с тем, чтобы он совершенствовался в своих естественных дарованиях в Академии искусств и оставался на службе». Приехав в Петербург и успешно сдав вступительные экзамены, 15 ноября 1843 года Честаховский получает билет в рисовальные классы Академии художеств. По более поздним воспоминаниям художника, именно тогда он подружился с учеником мастерской Карла Брюллова Тарасом Шевченко: «В то время украинский поэт уже заканчивал Академию. А я еще только начинал, мы были земляками, хотя и из разных мест Украины: я - с Херсонщины, он - Киевщины. Встреча с Шевченко на художественной ниве много дала мне».

Вынужденный совмещать учебу с чиновничьей службой, художник проучился в Академии 10 лет, получив диплом в 1854 году. Следующим шагом губернского секретаря Г. Честаховского по чиновничьей восходящей стало назначение в 1859 году чиновником канцелярии Капитула российских императорских и морских орденов, где он прослужил до 1883 года...

Как художник в свободное от основной службы время рисовал на заказ иконы, создал ряд портретов петербургской интеллигенции и рисунков на античную тематику в стиле русского академизма.

В 1858 году возобновилось знакомство художника с Тарасом Шевченко, который, вернувшись весной в Петербург, получил комнату-мастерскую в Академии художеств. Знакомство переросло в искреннюю дружбу, чему способствовало знание и задушевное исполнение Г. Честаховским «малорусских песен». Оно до слез тронуло поэта, и земляк-художник стал одним из самых желанных и искренних друзей в холостяцкой квартире Шевченко.

Как вспоминал Г. Честаховский, однажды Шевченко обратился к нему, активному деятелю петербургской общины украинцев, с просьбой подыскать натурщицу для создания образа красавицы-казачки. Тот порекомендовал семнадцатилетнюю Одарочку, сестру художника Петра Соколенко: «В воскресенье же, вместе со своей замужней сестрой Горпиной и их женатым родственником, архитектором Хижняком, в десятом часу утра чернявая семнадцатилетняя Одарочка, в сорочке с широкими манжетами, стянутой по вороту красной лентой, в плахте, запаске, с лентами, вплетенными в косы и распущенными по спине, в веночке из цветов на головке, как маковка в огороде, появилась-расцвела в мастерской у Кобзаря. 

В понедельник я наведался к нему, - узнать, была ли у него Одарочка? Он, как орел крыльями, обнял меня сильными своими руками и прижал к широкой орлиной груди. «Спасибо тебе, голубь мой сизый, душа моя сердечная. За добрую твою услугу, не знать бы тебе беды вовеки!».

«Я рассказал, что она – крепостная, семья и весь род их – крепостные князей Голициных…. Говорю я, а Кобзарь потихоньку, чуть ссутулясь, в мягких сапогах и казацком кобеняке по своей мастерской ходит. Густые брови его насупились, будто черная туча холодом нависла над глазами…. Потом промолвил: «горе горькое, беда тяжкая, какое добро гибнет, а спасать некому!» - вспоминал Честаховский.

Впечатления от этой встрече Шевченко зафиксировал в сепии «Две девушки».

Г. Честаховский оставался верным другом до самой смерти поэта.

Поэтому именно ему Петербургская община украинцев поручила вместе с А. Лазаревским дело перезахоронения Тараса Шевченко в Украине.

Для сопровождения гроба чиновник Честаховский попросил 28-дневный отпуск в Киевскую губернию. После панихиды в Успенском соборе по инициативе Г. Честаховского решено было похоронить Шевченко на Чернечей горе возле Канева. Родные поэта, студенты Киевского университета и крестьяне из окрестных деревень выкопали могилу и построили склеп. И 10 мая 1861 года в семь часов вечера гроб с прахом поэта похоронили. За эти дни художник Г. Честаховский создал ряд рисунков, в которых задокументировал последние дни Кобзаря в Украине: «Гроб Тараса Шевченко. В церкви», «Гроб Тараса Шевченко. На пароходе», «Гроб Тараса Шевченко. В дороге», «Крестьяне у гроба Тараса Шевченко» и др. Как писала Зинаида Тарахан-Береза, художественные свидетельства Честаховского являются на сегодняшний день «самым глубоким источником для раскрытия истории перевозки праха Т.Г. Шевченко из Петербурга на Украину и захоронения его в Каневе».

После похорон Г. Честаховский остался в Каневе, чтобы упорядочить и высыпать высокий курган над могилой, часто общался с крестьянами, которые помогали в работе, раздавал им стихи поэта.

Такая «возмутительная» деятельность стала темой доносов на художника, местная полиция подвергла его домашнему аресту, им заинтересовался полковник корпуса жандармов Грабовский. Но после разговора с генерал-губернатором князем Васильчиковым художнику было предложено покинуть Канев и Киев и выехать из Украины.

После возвращения в Петербург Г. Честаховский составил «Описание гравюр, литографий, фотографий, акварелей и различных рисунков, принадлежащих Т. Шевченко, сделанное после его смерти», помогал в сборе шевченковских вещей с аукционов-распродаж в коллекцию В. Тарновского - младшего, выдвинул мысль-предложение о создании мемориального музея Тараса Шевченко, писал воспоминания о нем (позже они были опубликованы в «Киевской старине»).

Однако не всем «украинским патриотам» понравилась такая деятельность Г. Честаховского, его обвинили в «аморальных действиях» (?) и отлучили от «петербургской общины». Оскорбленный художник замыкается в себе, поэтому почти ничего не известно о его жизни в период 1864 – 1883гг.

...После завершения чиновничьей службы по приглашению Тарновских в 1883 году художник  выезжает из Петербурга в Качановку, где проживает почти безвыездно, делясь с окружающими воспоминаниями о Тарасе Шевченко, которого горячо любил и уважал.

Весной 1893 года едет в Петербург, где внезапно заболевает и умирает. Похоронили Г. Честаховского на кладбище Александро-Невской лавры. В том же году его тело было перевезено В.В. Тарновским в Качановку и там предано земле.

P.S. 20 мая в Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка «Последний путь Кобзаря. Рисунки Григория Честаховского» из коллекции НМТШ и Института литературы НАН Украины. Автор искренне благодарен организатору выставки, главному хранителю фондов НМТШ пани Юлии Шиленко за любезно предоставленный иллюстративный материал.

Ярослав Кравченко, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусства Львовской национальной академии искусств
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ