Следуя традициям, вы непременно попадаете в немыслимо глупую ситуацию. Традиции — это тиражирование накопленных за годы, десятилетия, века ошибок. Это тысячелетнее царство глупости. Скажем, одна из таких традиций вынуждает вас млеть перед заморским гостем, ошарашенно и учтиво кланяться ему, исполняя долг пристыженного интеллигента. Я же пытаюсь ткнуть кукиш тысячелетнему традиционному опыту. Опыт этот состоит в короткой формуле: обмани и дай обмануть другому. Тот, кто живет в этой стране честно и пытается играть по правилам, для общества — идиот или блаженный. Тот, кто научился обманывать и врать в два уха, считается незаурядной шишкой и докой. Выбор между добром и злом такой тонкий и хрупкий, что иногда и не заметишь как попадаешь в зависимость от зла. И действительно, какая польза от того, что ты тянешь на себе воз вселенской скорби, если «опыт» подсказывает, что можно переступить через голову спящего соседа и взять то, что принадлежит ему, а не тебе?
Эту нехитрую выручалочку осознали все — от последнего нищего на Крещатике, который когда-то неожиданно понял, что нищенство в этой стране, несмотря на чуть заметные демократические сдвиги, дает намного большую выгоду, чем стояние у станка и обтачивание деталей для пушки на знаменитом заводе «Арсенал»; и до последнего мелкого чиновника, который решил, что лучше напоить до посинения своего начальника в ресторане или тыкнуть кому надо конвертик с тугими зелеными баксами, а заодно шепнуть, что какой-то там Пупкин не умеет того, что могу я, чем годами безрадостно продвигаться по служебной лестнице. Право, даже злорадно и отрадно смотреть на этих темных человечков со светлыми лицами в наглаженных костюмах, которые решают судьбу образования, транспорта, завода «Арсенал» и еще много чего. Их тщеславие — удовлетворено, их купленное право — неоспоримо. Их напыщенное жирование в стране, где дворник может нахамить тебе и порвать рубашку на груди, чей-то частный охранник задушить тебя галстуком, невежда давать тебе самоуверенные некомпетентные советы, а бандит запросто купить общественное мнение, стало традицией, вросло в сознание и плоть. Как объяснить перепуганному заморскому господину это бессмысленное прыганье нашенского человека между противоречивыми истинами и непреклонными инстанциями? Разве что сослаться от безысходности на эволюцию несчастного господина Дарвина? Мол, такие мы уже уродились, что поделаешь... Прикуси язык, твержу себе, не уподобляйся нашим записным патриотам, которые предусмотрительно приняли имидж изменников, ибо сейчас мода на все, что разлагается, воняет и гниет. Не попали в великомученики, то во всяком случае примем декадентскую позу и будем пудрить инфантильным девчонкам и холеным заморским визитерам мозги где-то вблизи университета или Киево-Могилянской академии. Эпоха, знаете, эпоха...
И потому, собираясь в очередной раз что-то сказать, я сдерживаю себя. Лучше промолчать, чтобы не навлечь на себя насмешливый хохот, подобно тому, которым проститутки награждают добропорядочных женщин. Поэтому, господа простофили, не бунтуйте против тысячелетнего опыта глупости, ибо сами останетесь в дураках. У нас, как в антимире, все законы действуют наоборот. И это есть наш наиболее прочный и наиболее неоспоримый Закон. И именно по этой причине у нас не хватает нар в тюрьмах и лагерях и кроватей в сумасшедших домах. Нехитрая, но точная формула-выручалочка «дури и бреши» работает безотказно, даже приносит дивиденды. Правда, при одном условии: если у вас специфическое понимание совести. У нас даже полицай нажимает спусковой крючок ружья, вспоминая о ней. В национальном, ясное дело, понимании.