Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эфемерность, растянутая во времени и пространстве

5 июля, 2001 - 00:00

Арт-фестваль в Украинском доме традиционно собирает в начале лета в всю художественную «тусовку», которая ходит по многочисленным боксам галерей несколько часов после официального открытия, традиционно сетуя на отсутствие новых идей. Но в нынешнем году все оказалось как раз не традиционно: и тусовка была не столь многочисленной, и галереи не выставляли «своих» художников, и длилось действо не один день. Начало тысячелетия подвигло организаторов VI фестиваля на работу с «новыми формами», а именно — устроить не только арт-ярмарку (она пройдет чуть позже, вторым этапом, в декабре 2001 года), но и фестиваль концептуальных проектов. И не только в Украинском доме. «Инициатива «Проект-01» предложила зрителям целый маршрут из 15 проектов, 5 из которых — крупные художественные акции.

Первый этап фестиваля, — «Инициатива» и сам растянулся и во времени, и в пространстве: от горы Поскотина, где 19 мая проходил фестиваль «Весенний ветер», через 3 этаж Украинского дома, где демонстрировались с 15—18 июня 7 проектов плюс фото из Кракова «Регистрация и креация», заходя в Центр современного искусства «Совиарт» 9—24 июня, с фото- проектом «Киев», книжным проектом «Quo vadis,Homo?» и многоуровневым проектом «Катакомбы». Запланированы были конкурс «Скульптура из песка» 16-17 мая на пляже «Венеция» в Гидропарке, и симпозиум «Раку-керамика, Ленд-арт» в Сумской области (г. Охтырка), проходящий с 20 по 30 июня.

Первым, и достаточно стойким, впечатлением от этого этапа фестиваля осталось ощущение соответствия показанного — заявленному в программе, и... нормальности художественного процесса. Нормальности, поскольку фестиваль демонстрирует развитие различных форм современного искусства в Украине и их спокойное сосуществование. Нормальности, поскольку визуальный опыт отшумевшего столетия не отвергается яростным прорывом в абсолютно новаторские формы, а используется для выработки новых принципов контакта художника со зрителем. Нормальности, поскольку экспертный совет фестиваля не свалил все вместе, а отобрал и удачно разместил в разных пространствах идеи, интересные для разного зрителя — будь то активный участник этой «тусовки», художник, исповедующий совершенно иные принципы, «просто» любопытствующий или неофит, случайно попавший сюда с детьми. Нормальности, поскольку некомерческая подоплека такого искусства выгодно соседствует с критерием «если сегодня не увидишь — опоздаешь навсегда».

Не только потому, что выставляются эти работы так недолго. В некоторых проектах специально «вмонтирована» идея чрезвычайной эфемерности, преходящести, недолговечности образа. Так, для части проекта «Катакомбы» (художники Александр Бланк, Глеб Вышеславский, Галина Сидоренко, Виктория Денбновецкая, Сергей Якунин, куратор Алексей Титаренко) был выбран обыкновенный киевский подвал на Костельной. С помощью достаточно экономных средств и простых материалов создано пространство, в котором безусловно вспоминаются исторические катакомбы, в которых зародилось христианство. Но здесь же и задается ощущение близкого прихода «нового андеграунда», пройдя который, человек (не только — зритель) может по-иному настроить свою душевную оптику, стать внимательнее к хрупким мелочам и собственным движениям, оберегая одни, дисциплинируя другие.

Еще один проект, в котором также создается особо неустойчивое пространство, — «Вступительное слово» (авторы Алла Карпенко, Руслан Левицкий, Роман Велюра, куратор Ольга Бебко). Образ кабинета ученого или лаборатории, в которой рождается новая жизнь, создан с помощью полиэтиленовой пленки, в которой стоят изящные подставки со стеклянными то ли колбами, то ли теламиновыми существами, отдаленно напоминающими рыб, моллюсков, улиток. И здесь человек поневоле передвигается с опаской, замедленно, будто сам, попадая в подобие нового аквариума, создает и собственную пластику.

Не только с пространством экспериментируют художники. Неожиданную идею, использование новейших материалов для создания «новой скульптуры» предложил художник Анатолий Твердый. Многих покорила его «ужасно любимая женщина» (название проекта «My terribly loved woman», куратор Ольга Лагутенко) — трехметровая, блестящая, безголовая, почти «палеолетическая Венера», при все своих необозримых габаритах... «висит в воздухе». А потому вызывает не мистический страх или, казалось бы, неизбежные ассоциации «с бабой на холме», а желание поиграться с ней, как с воздушным шариком. Анатолий мечтает накачать ее гелием, чтобы она действительно летала. Находя в Киеве пока что экзотические материалы (например, для производства корпуса суперсовременных яхт, а также синтетические смолы, автомобильные замазки), художник добивается необычного эффекта. Громадные полые несимметричные головы то ли лысых женщин, то ли раскормленных детей... движутся по заданным траекториям, монотонно жужжа встроенными моторчиками. Сквозь прозрачные торсы просвечивают лучи, подсказывая: скульптура вовсе не обязательно должна быть бронзовой или деревянной. Для нашей городской среды, вопиюще изуродованной нелепыми памятниками, вот такой необычный объект, не контрастирующий с архитектурным и природным окружением, может стать настоящей альтернативой.

И еще. Инициатива «Проект-01», проведенная сразу же после провального выступления украинских художников на 49-й Венецианской биеннале, вызывала желание немедленно послать эти проекты — туда. Чтобы хоть как-то затушевать впечатление от нелепой «украинской палатки в Венеции», чтобы показать настоящие, реально существующие объекты и проекты, уже работающие в одном контексте с «тем» искусством. Потому что мыслить проектами украинским художникам и кураторам отнюдь не нужно долго и тяжко учиться.

То, что было показано художниками и кураторами в этом году (а были еще видео-проекты, инсталляции, пространственные композиции, поддержанные различными институциями и фондами), продемонстрировало достаточно внятно: дело не в отсутствии художественных идей, адекватных уровню международного проекта, и денег, помогающих презентацию проекта достойно провести. «Наши проблемы в Венеции» коренятся только в отсутсвии желания у высоких чиновников постоянно и внимательно смотреть то, что в современном искусстве Украины уже существует. И неумении выбирать.

Диана КЛОЧКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ