Эта новая постановка молодого режиссера Татьяны Губрий по произведению современного украинского драматурга Андрея Бондаренко переносит зрителя вперед во времени. Всего лишь каких-то лет 50... и на земле царит толерантность и понимание, универсальная технология «Ореста» облегчает жизнь обывателей, айфренды хоть и доступны только состоятельным жителям, но они способны полностью заменить живого человека, а самое главное — экологические проблемы решены. Быть «эко» — это вообще цель и суть жизни любого вменяемого гражданина. Если ты не вписываешься — ты мудак...
Единственное, что мешает людям будущего полноценно наслаждаться раем на земле — эпидемия грусти, но достаточно принимать специальные лекарства — и все будет хорошо, и все будут «нормальные». Но всегда находится одна «паршивая овца», принимающая свою печаль, и вместо того, чтобы лечиться, прячет таблетки в фикус.
В таких предложенных условиях и живут Михаил (Артем Пльондер), Мелузина (Христя Люба) и два экополицейских (Олег Стефан и Орест Пастух). Каждый из них проповедует свои ценности и изо всех сил старается приспособиться к окружающему миру. Хотя это приспособление у Михаила получается хуже всего, он даже задыхается от печали, причем не в переносном смысле этого слова. Этот прием довольно выразителен и помогает лучше понять внутреннее состояние персонажа.
Впрочем, Мелузина нашла действенный, хоть и низкий, способ адаптации: она работает заменителем айфрендов для... секса. И именно из-за низости своего положения она постоянно балансирует между легким отношением к жизни и глубоким отчаянием. Хотя сюжетная линия Мелузины не является основной, игра Христи Любой вызывает эмпатию к персонажу и эмоционально включает зрителя в ее историю.
Самыми неоднозначными персонажами являются именно экополицейские: часто они говорят вещи, с которыми ты внутренне соглашаешься, которые кажутся нормальными и приемлемыми, но конфликт с основным героем нарастает, переходит в неприятие и выливается в проявления насилия и ненависти. Ощущение собственной правоты и безнаказанности оправдывают жестокость и уничтожение другого человека. Где-то такое уже было, не так ли?
События пьесы разворачиваются стремительно и ведут зрителя от смеха к напряжению, присущему триллерам. Хотя в постановке и поднимается много актуальных тем — экологические проблемы, толерантность, полицейское насилие, но главным все же остается посыл гуманизма и четкий месседж — «будь каким угодно, но береги в себе человека».
Сценографию составляют живые растения, как музейные экспонаты, отгороженные от зрителей и актеров, проекция, которая переносит зрителя по разным локациям спектакля и метко дополнена светом, создает не только атмосферу будущего, но и, минимально меняясь, точно передает настроение каждой сцены.
В этом мире, созданном командой театра на сцене, четко вырисовываются черты антиутопии, ведь люди остались людьми, и им ничего не мешает ненавидеть «других», тех, которые не соответствуют общепринятым социальным нормам, тех, которые не исповедуют их «эко» религию, тех, кто не хочет лечиться от печали. Ненавидеть и уничтожать, оправдываясь благородной целью, как это нередко уже случалось в истории человечества.
Этот спектакль стоит посетить, если вы любите современный театр, не боитесь острых тем и вашу душевную организацию не травмирует нецензурная лексика и поцелуи мужчин на сцене... Следующие показы состоятся 24 и 25 октября.