Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Элегия для Владимира Ивасюка

Мемориальный музей композитора в этом году отметит свое 10-летие
8 февраля, 2005 - 20:29

Музей расположен в Черновцах в четырехкомнатной квартире в доме отца композитора, писателя Михаила Ивасюка (по улице Маяковского, 40). Если быть хронологически точными, то здесь Владимир Ивасюк прожил с июня 1971 по август 1972 года, переехав впоследствии во Львов. Однако вплоть до своей преждевременной трагической гибели известный композитор не забывал родительский дом. В этой черновицкой квартире Владимир отпраздновал последний, 30-й день рождения... 13 сентября, в 25-ю годовщину премьеры песни «Червона рута», начал работать Мемориальный музей В. Ивасюка. 

«В ПЛЕНУ ПЕСЕН»

К нам в редакцию Парасковия Нечаева, директор музея Ивасюка пришла после съемок на телевидении. Она специально приезжала в Киев, чтобы посмотреть отснятый материал, дать консультации группе Оксаны Марченко «Имена», готовящей передачу о Владимире Ивасюке. Она скоро выйдет на телеканале «Интер». Вот только плохо, что время трансляции не очень удобное — 23.15. Такая серьезная, глубокая передача должна транслироваться в прайм-тайм, а не ночью. Нечаева жалуется, что не успела посмотреть фильм студии «1+1» об Ивасюке, потому что он транслировался в дни оранжевой революции (в то время Парасковия Михайловна, как и тысячи украинцев, приехала в нашу столицу и стояла на Майдане, протестуя против фальсификаций президентских выборов — Т. П. ). Это цикл под названием «Песни сердца» о трех выдающихся композиторах Буковины: Степане Сабадаше, Василии Михайлюке и Владимире Ивасюке, и их легендарных песнях — «Марічка», «Черемшина» и «Червона рута». Было бы хорошо, если бы эти фильмы телевизионщики повторили. Потому что передачи сделаны с душой, и они заинтересуют зрителей.

— Сегодня наш музей знают не только в Украине, но и за границей, — рассказывает Парасковия Нечаева. — В марте прошлого года мы отметили 55-летие со дня рождения легендарного композитора. К этой дате мы издали путеводитель «Чернівецький обласний меморіальний музей Володимира Івасюка», книгу очерков «Безсмертна тінь великих душ» (об отце, матери, Владимире и его друзьях). Вместе с Черновицкой областной библиотекой напечатали библиографический указатель «Пісня буде поміж нас», в котором систематизированы материалы об истории написания музыкальных произведений, материалы о жизни и творчестве, воспоминания о семье Ивасюков, фестивале «Червона рута», Международном конкурсе молодых исполнителей современной эстрадной песни им. В. Ивасюка, о конкурсе юных композиторов, песни, посвященные композитору. Это 1869 позиций (статьи, очерки, эссе, воспоминания). Туда вошли материалы 70—80 годов, которые собирал еще отец композитора Михаил Григорьевич, а дальше — это работа сотрудников нашего музея.

К юбилею мы провели радиовикторину. Оказалось, что лучше всего песни Ивасюка знает старшее поколение. Еще одно интересное обстоятельство: хорошо знают наши радиослушатели черновицкий период творчества Владимира Михайловича. А молодежь любит мелодии композитора в современных интерпретациях. Когда мы включали песни Ивасюка в исполнении Тараса Чубая, Александра Пономарева, группы «Океан Ельзи» — слушатели сразу их узнавали, а когда звучал вариант Василия Зинкевича — это было для них трудным заданием. А голос Софии Ротару узнавали с первой секунды.

СЕМЬЯ

Всех, кто любит творчество Владимира Михайловича, заинтересует книга воспоминаний «Володимир Івасюк. Життя — як пісня». О ней мечтал отец композитора (5 февраля прошло 10 лет, как уже нет Михаила Григорьевича). Он был писателем, ученым, фольклористом, очень эрудированным человеком. Прожил сложную жизнь, в сталинские времена прошел через ссылку, но выжил, не сломался.

В творческом наследии Михаила Ивасюка 7 романов, несколько повестей, детских сказок, два десятка новелл и художественно-документальное произведение «Монолог перед обличчям сина». Кроме того, Ивасюк-старший издал книгу стихотворений «Елегії для сина», защитил кандидатскую диссертацию о писателе Сильвестре Яричевском. На склоне лет много сил и энергии отдал публицистике, восстановлению забытых имен в литературе. Один из залов экспозиции музея — рабочий кабинет Михаила Ивасюка. Там хранится уникальная библиотека писателя. Особенно ценным является издание произведений Тараса Шевченко 1890 г., учебник «Музична гармонія» Сидора Воробкевича 1869 г., «Словник іншомовних слів» 1909 г. — раритетные книги, которых на Буковине и в Украине сохранились единицы.

«Комната родителей» — один из интересных залов музея. Михаил и София Ивасюки прожили в браке 48 лет. Они были счастливыми супругами, вырастили троих детей (Володю, Галину и Оксану). Все отлично учились, о чем свидетельствуют грамоты, награды. Володя был одарен не только музыкально, но и замечательно рисовал. Эти рисунки сохранились, их можно увидеть в экспозиции.

В семье Ивасюков видели талант сына, и родители старались его лучше раскрыть. Так, купили скрипку, рояль, чтобы Володя мог заниматься музыкой. Кстати, старинный австрийский рояль купили за гонорар от романа Михаила Ивасюка «Червоні троянди» в 1961 году. Все песни композитора (от «Мандрівного музики» до «Я ще не все тобі сказав») он исполнял для родителей и сестер на этом инструменте. И до сих пор рояль хорошо звучит. Когда в музее проходят музыкальные вечера, то на нем играют почетные гости, выдающиеся пианисты.

В музее есть очень интересные фотоматериалы различных периодов жизни композитора, его близких, друзей. Немало карточек сделаны самим Владимиром. Композитор был очень популярным (его «Червону руту», «Водограй» пели по всей стране) и скромным, как правило, на групповых фото он становился во второй ряд или с краю... Последняя из частей экспозиции — взгляд на жизнь и творчество Ивасюка. Это документы о конкурсах, выступлениях, его триумфах. В фондах музея зрители могут увидеть письма, рукописи, личные вещи композитора. В экспозиции есть записи песен В. Ивасюка в исполнении самого автора, редкие записи 70-х годов Софии Ротару, Назария Яремчука, Василия Зинкевича и других легендарных исполнителей.

БОЛЬ ПАМЯТИ

Сейчас в музее Ивасюка работают три научных сотрудника, директор, бухгалтер, смотритель, завхоз, уборщица и три сторожа (штат — 11 человек). В этой квартире присутствует какая-то чудесная аура. Здесь уютно. Время проходит очень быстро. Вы ходите по залу и кажется, что сейчас откроются двери и войдут его хозяева...

Жизнь В. Ивасюка была короткой, трагической. Сейчас в музее пытаются обобщить данные, сделать хронологию тех последних дней жизни Владимира Михайловича: с кем встречался, где, когда. Дневников композитор на вел. Остались воспоминания отца, который писал, что в одном из разговоров сын жаловался, что ему кто-то угрожает по телефону, как он ощущает, что за ним следят...

24 апреля 1979 г. Владимир вернулся из Хмельницкого во Львов с Конкурса артистов эстрады, где был членом жюри. В полдень кто-то позвонил ему, и Ивасюк пошел в консерваторию. Больше домой он не вернулся. Композитора нашли уже мертвым через 4 недели на территории военной части. Официальная версия — самоубийство.

Сейчас, через 24 года после смерти, сложно восстановить, что же действительно тогда произошло. Есть воспоминания Неонилы Братунь, в которых она впервые и очень откровенно рассказала о том, как происходило опознание трупа. Неонила Николаевна вместе с родителями Владимира была в морге. По словам Братунь, тело Владимира невозможно было узнать. Лицо — сплошное месиво: расквашенный нос, выколотые глаза, а на шее не было рубца от веревки (хотя тело нашли повешенным на дереве), кровоподтеки по всему телу, поломаны пальцы. София Ивановна только глянула, и ей стало плохо с сердцем. С родителей взяли подписку о том, чтобы об увиденном они никому не говорили. Кстати, когда в 1998 г. во Львовскую прокуратуру приходила корреспондент студии «1+1» и хотела, чтобы ей разрешили ознакомиться с делом В. Ивасюка, тогда оказалось, что его вообще нет в архиве! И до сих пор неизвестно, куда делись эти документы.

Семья, близкие друзья до сих пор не верят, что Владимир сам наложил на себя руки. Он не был ни самоубийцей, ни алкоголиком, ни наркоманом, как его характеризовала тогдашняя власть. Владимира Михайловича не позволяли хоронить на Лычаковском кладбище во Львове, провожать словами в последний путь. Ростислав Братунь нарушил этот запрет, и уже через несколько дней его отстранили от должности главы Львовского областного Союза писателей. Несколько раз могилу Ивасюка вандалы разрушали. Десять лет не разрешали ставить памятник, сбивали надпись, трижды поджигали. В Брюховецком лесу, возле дуба, где композитора нашли мертвым, поставили крест. Ныне дуб, на котором было найдено тело Владимира Михайловича, начал засыхать...

«МАНДРІВНИЙ МУЗИКА»

— Сейчас в Кицмани Черновицкой области (в этом городке родился Владимир Михайлович — Т. П. ) детская музыкальная школа завоевывает право носить имя В. Ивасюка, — продолжает Парасковия Михайловна Нечаева. — Чтобы это произошло, требуется решение Кабмина Украины. В школе есть хорошая мемориальная комната, дети и педагоги принимают активное участие во многих музыкальных мероприятиях и соревнованиях. Они гордятся, что учатся в школе, где учился легендарный Владимир Ивасюк. Единственная проблема в том, что в городе есть филиале Черновицкого краеведческого музея и экспозиция, посвященная их знаменитому земляку. Но мне кажется, что там полностью нужно менять экспозицию, обновить тематические стенды. Посетителей в музее мало, потому что часто он закрыт (постоянно течет крыша). Все об этом знают, но никак не ремонтируют. А это может привести к тому, что экспонаты пропадут...

А в нашем музее уже больше 10 тыс. экспонатов. Недавно сестра Ивасюка Галина передала в фонд копии нот вариаций песни «Суха верба», сделанные Владимиром, когда он учился во Львовской консерватории, для фортепиано. В июне прошлого года пианист Ярослав Колотило впервые исполнил это произведение на знаменитом рояле Ивасюка. Он настолько эмоционально играл, передал все драматические нюансы, глубину мысли композитора и столь трагической музыки, что зал просто замер. У нас получился действительно незабываемый вечер. Позже мы опять пригласили пана Ярослава прийти в нашу Музыкальную гостиную, когда проводили Конкурс юных чтецов. Школьники исполняли «Елегію для сина», написанную Ивасюком-старшим. Таким образом мы пытаемся популяризировать две фигуры: отца и сына, их поэзию и музыку. Например, пианист Колотило решил подготовить целую программу из произведений Ивасюка. И есть из чего выбрать. За 10 лет творчества Владимир Михайлович написал 107 песен и 53 инструментальных произведения. В гости к нам приходил дирижер Черновицкого симфонического оркестра Иосиф Сазанский, загоревшийся идеей, чтобы в нашем городе провести вечер, на котором в первом отделении прозвучат инструментальные, а во втором — вокальные произведения Ивасюка. Вы знаете, что интересно, Ивасюка можно слушать в разных аранжировках. Главное, чтобы исполнители не портили структуру его музыки.

По случаю 10-летия музея планируем провести научную конференцию «Роль мемориальных музеев в становлении национальной идентичности». Пользуясь случаем, хочу пригласить на нее представителей других музеев, ученых. Проведем конкурс композиторов «Мандрівний музика». Надеюсь, что к нему будут привлечены не только школьники, студенты, но и молодые композиторы.

Через газету «День» я хочу поблагодарить Николая Мозгового и Софию Ротару, которые сильно поддержали наш музей. Благодаря их материальной помощи, мы имеем возможность проводить различные творческие мероприятия, разработали туристические маршруты, посвященные буковинским талантам.

«ЗВЕЗДЫ» ОТКРЫВАЮТ В ЧЕРНОВЦАХ

С 1993 года на родине композитора проходит Международный песенный фестиваль «Пісня буде поміж нас» и Конкурс молодых исполнителей современной эстрадной песни им. В. Ивасюка. Стало доброй традицией, когда конкурсанты, члены жюри, гости обязательно приходят в музей. Раньше конкурс проводился осенью, а уже несколько лет — в июле. Это лучше, потому что летом в Черновцы стало приезжать намного больше зрителей из разных уголков не только Украины, но и заграницы.

По словам Парасковии Нечаевой, на последних Ивасюковских конкурсах наши украинские певцы начали конкурировать с исполнителями из других государств. Жители Черновцов были приятно удивлены исполнением уже знакомых песен узбекскими и болгарскими певцами. Такая была интересная интрига. Зрители переживали за своих любимчиков. Значительно вырос и уровень исполнения произведений, прекрасные голоса, интересные аранжировки песен. Огромное спасибо композитору Николаю Мозговому за то, что он уже много лет тянет этот нелегкий эстрадный воз. В прошлом году победил донетчанин Владимир Квасница, у которого большое творческое будущее. «Единственное, что меня тревожит, — признается П. Нечаева, — что песни Ивасюка только штрих в биографиях молодых певцов. Это для них, как обязательная программа в фигурном катании. Плохо, что ни у одного из победителей конкурса нет в репертуаре трех-четырех песен Ивасюка. То есть: выступил и забыл. Песни звучат раз в год, а произведения Ивасюка стоят, чтобы их пели лучшие из лучших.

Кстати, меня удивило, что победительницу «Шанса-2004», который проводит канал «Интер» и который считается самодеятельным, потому что отбор идет с передачи «Караоке на майдане», — Наталью Валевскую — называют «открытием». Но ведь она профессиональная певица! Среди ее побед есть награды на Конкурсе им. В. Ивасюка, «Море друзей». А нам, телезрителям, Валевскую преподносят, как просто молодую девушку, студентку, которая гуляла себе по Крещатику, увидела, что поют, и решила испытать судьбу. За день команда Могилевской, Кондратюка, Кузьменко и Бабешко сделала из Натальи «звезду»... Я рада за Валевскую, что ее выступление понравилось телезрителям. Но она — не открытие «Шанса», а открытие Николая Петровича Мозгового, который первым разглядел талант этой певицы. Кстати, с легкой руки пана Мозгового, именно после победы в Черновцах, загорелись такие эстрадные «звезды», как Таисия Повалий, Александр Пономарев, Марина Одольская (они получили Гран- при Конкурса им. В. Ивасюка), а Наталья Валевская в 2003 г. получила вторую премию.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото из архива Черновицкого музея В. Ивасюка.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ