Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Елена ФИЛИПЬЕВА: Дело артиста — работать для зрителя, а не играть в мелкие «политические» игры

Прима-балерина Национальной оперы Украины отметила юбилей серией выступлений в Киеве
3 июля, 2012 - 11:37
ФОТО БОРИСА КАРПУСЕНКО

Елену Филипьеву называют гордостью украинского балета. Балерина, которая уже в 23 года стала народной артисткой Украины. Обладательница многочисленных наград престижных всемирных балетных конкурсов, любимица Майи Плисецкой... Приму-балерину Национальной оперы Украины нередко приглашали к себе лучшие труппы мира, но она верна своим принципам и своему театру и уже более 20 лет является примадонной столичного балета.

Елена Филипьева приняла участие в фестивале «Лестница в небо» на Европейской площади в компании звезд, представляющих свое мастерство за границей, а на родной сцене Национальной оперы с ошеломляющим успехом прошел ее бенефис. Вместе с выдающейся балериной выступили такие виртуозы, как Фарух Рузиматов, Юрий Смекалов, Денис Матвиенко, Сергей Сидорский. Своим участием в программе бенефиса Елену поздравили коллеги — Ольга Кифьяк и Денис Недак, Екатерина Кухар и Александр Стоянов, Райса Бетанкоурт и Константин Пожарницкий, Екатерина Метелкина и Геннадий Петровский, а также артисты балета Национальной оперы Украины, задействованные в последнем отделении программы (было исполнено третье действие балета «Дон Кихот»). Программа вечера построена таким образом, чтобы максимально продемонстрировать срез всех основных стилей: от классики до модерна. Так, в одноактном балете «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова роль Золотого раба танцевал Фарух Рузиматов — непревзойденный мастер пластической графики. Второе отделение вечера полностью состояло из современных хореографических миниатюр. Кроме одной классической — Елена Филипъева сорвала настоящий шквал аплодисментов своим блестящим исполнением «Лебедя» Сен-Санса.

ОБ УЧИТЕЛЯХ И УЧЕНИКАХ

— Балет — искусство молодых, и приходит время вешать на гвоздь пуанты. Вы уже несколько лет занимаетесь педагогической деятельностью. Каким видите свое будущее?

— Если пару лет назад я только пробовала себя в качестве педагога-репетитора, то теперь это дело меня влекло. И, несмотря на то, что собственное творчество занимает большую часть времени, робота педагога мне не мешает, а даже помогает, потому что я не только делюсь своим опытом, но и через учениц сама учусь. Бывает, что в процессе работы с другими нахожу для себя какое-то неожиданное, не испытанное ранее решение. Сколько будет сил, столько буду танцевать! Но со временем все больше внимания хочу посвятить педагогической деятельности. Когда работаешь с опытными танцовщицами (а среди моих подопечных и заслуженные артистки Украины Татьяна Лезовая, Ольга Кифьяк, солистка Екатерина Кухар), самое важное — обоюдное желание сделать как можно лучше. Им не нужно раскладывать на составляющие каждое движение, как с детьми в училище (для этого, я считаю, нужен особый талант — учить детей). Когда педагог говорит, а ученик его слышит, только тогда они вместе достигают результата. Знаете, есть один нюанс: настоящий артист не может ограничиться одним-двумя педагогами. Разные этапы творчества требуют перемены взгляда. Поэтому когда возникает потребность, мы, артисты, сами ищем репетитора. Не секрет, что при таком тесном контакте, как в балетном классе, техника может пострадать даже из-за того, что педагог тебя слишком любит. Такое бывает. Он теряет критику, прощает ошибки. А для требовательного, амбициозного артиста это очень опасно. Поэтому среди педагогов-репетиторов, как правило, не бывает обид за то, что ученик ищет чего-то нового у других учителей. Как у каждого хореографа есть свой стиль, так есть и педагог, который лучше всех способен преподать его танцовщику. Были у меня периоды хореографии Анатолия Шекеры и Валерия Ковтуна — это были весьма разные мастера балета, колоссальные фигуры, которых сейчас очень не хватает.

Я благодарна каждому педагогу, начиная с училища, где в течение пяти лет мной занималась Травиата Ивановна Самойленко, дав ту основу, на которую потом наращивались и собственный стиль, рисунок, образность и мастерство. Альвина Георгиевна Кальченко взялась уже «растанцовывать» меня, и благодаря ей исчезла скованность движений. В театре под свое «крыло» меня взяла Елена Михайловна Потапова, потом — Веанир Иванович Круглов, Элеонора Михайловна Стебляк, Анатолий Анатолиевич Козлов. Сейчас я работаю с Раисой Ивановной Хилько и с недавних пор — с Ириной Бродской. Даже для подготовки к конкурсу иногда нужен человек с другим взглядом. Так, перед конкурсом «Майя», где я получила первую премию, со мной в Москве занимался выдающийся педагог Александр Прокофьев. Ну и, конечно же, сама Майя Михайловна Плисецкая, которая открыла мне путь в международный балет. От каждого из педагогов я беру чуточку индивидуальности, чего-то, что меня разнообразит. Так же, надеюсь, и от меня кто-то возьмет для себя что-то интересное.

О «СТЕРЕОТИПАХ»

— Творческая зрелость требует пересмотра собственного репертуара, отказа от чего-то?

— Это естественно — отказываться от партий, которые гармонично выглядят до определенного возраста. Вряд ли стоит сегодня мне продолжать танцевать Клару в «Щелкунчике» или Аврору в «Спящей красавице». Но очень трудно отказаться от Джульетты или Жизели — любимых партий. Сейчас в репертуаре все больше места занимает современная хореография. Не могу сказать, что это новое для меня, я всегда экспериментировала. Но одно дело — отдельные концертные номера и совсем другое — репертуарные спектакли, целые постановки, требующие, как и все новое, полной отдачи, шлифовки, смены стилистики, имиджа, более глубокого драматизма, эмоциональности, если речь идет о таких спектаклях, как «Грек Зорба», «Мастер и Маргарита». Мы должны двигаться в ногу со временем — не отказываясь от классики, овладевать новыми стилями балета.

— То есть вы поддерживаете курс нового руководства балета Национальной оперы Дениса Матвиенко, несмотря на то, что в период перед его назначением на эту должность были в оппозиции?

— В оппозиции как таковой я не была! Я выступала против того, какими не совсем честными методами это делалось определенной группой лиц, провоцировавших, будораживших коллектив, игнорировавших любое мнение, не совпадающее с их позицией. За мою жизнь в театре произошло несколько смен художественного руководства, и этот процесс закономерный. Дело артиста — работать для зрителя, а не играть в мелкие «политические» игры. Я глубоко уважаю Дениса Матвиенко как танцовщика и талантливого организатора. За время его руководящей работы в труппе произошли заметные перемены к лучшему. Возобновились обязательные ежедневные уроки, которые идут на пользу каждому из артистов и спектаклям в целом. Поддержка формы — обязанность танцовщика, но иногда и об обязанностях нужно напоминать, пусть даже «принудительно». Чем больше и планомернее работает тело, тем меньше травм. Это обычная дисциплина, а не муштра!

Модерн, которого раньше было мало в репертуаре театра, довольно органично сейчас выглядит в исполнении наших артистов. Это очень интересно. Включение модерна дает возможность раскрыться молодежи. Когда меня назначили репетитором на «Radio and Juliet», я сначала засомневалась, смогу ли запомнить все. Но все получилось, потому что у всех, кто был занят в постановке, просто бурлил энтузиазм. И все же это был определенный рубеж, после которого я подумала, что модерн должен стать отдельной и обязательной дисциплиной в хореографическом училище. Поскольку тело работает совсем по-другому в современной хореографии, то когда с этим стилем знакомишься в более-менее зрелом возрасте, приходится преодолевать многое — тело привыкает к стереотипу, и очень трудно переключиться с классики, но модерн дает возможность по-другому танцовщику себя раскрыть.

СПРАВКА «Дня»

Елена ФИЛИПЬЕВА — народная артистка Украины (1993). Лауреат Международных конкурсов артистов балета — в Москве (1989, ІІI премия), Санкт-Петербурге (конкурс «Майя», 1994, золотая медаль), Японии (Нагоя, 1996, серебряная медаль; 1999, серебряная медаль). Закончила Киевское хореографическое училище (1988). Солистка балета Национальной оперы Украины им. Тараса Шевченко с 1988 г. Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Клара («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.Чайковского), Китри, Никия, Гамзатти («Дон Кихот», «Баядерка» Л.Минкуса), Жизель, Медора («Жизель», «Корсар» А.Адана), Сильфида в одноименном балете Х.Левенсхольда, Джульетта, Золушка («Ромео и Джульетта», «Золушка» С.Прокофьева), Лиза («Тщетная предосторожность» Л. Герольда), Зобеида («Шехеразада» Н.Римского-Корсакова), Сюзанна («Женитьба Фигаро» В.-А. Моцарта), солистка в «Белой сюите» Э. Лало, Эгина («Спартак» А.Хачатуряна), Мехмене-бану («Легенда о любви» А.Меликова), Мавка («Лесная песня» М.Скорульского), Лилея в одноименном балете К. Данькевича, Кармен («Кармен-сюита» Ж.Бизе — Р.Щедрина), Девушка («Фантастическая симфония» на музыку Г.Берлиоза), Оксана («Ночь перед Рождеством» Е.Станковича), Маргарита («Мастер и Маргарита»), Марина («Грек Зорба» М. Теодоракиса), Зореслава («Властелин Борисфена» Е. Станковича), «Класс-концерт» (музыкальная композиция Александра Цейтлина на музыку Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Дмитрия Шостаковича) и другие.

Гастролировала в Японии, Канаде, США, Мексике, Бразилии, Германии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Норвегии и других странах.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ