Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Елена КУЛЬЧИЙ: «Управлять — это вести к успеху других»

Новый директор Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины — о специфике популяризации архивных документов
28 августа, 2012 - 11:33
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ОДИН ИЗ ЭКСПОНАТОВ ВЫСТАВКИ «УКРАЇНСЬКИЙ СВІТ», КОТОРАЯ ОТКРЫЛАСЬ В ЦГАМЛИ УКРАИНЫ, — ПОЛОТНО НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА «КОЗАК МАМАЙ» (ИЗ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ П. ПАНЧА) / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Скандально известные истории с «баховским» архивом, судебным процессом, связанным с картинами известного во всем мире украинского художника Николая Глущенко в свое время вызвали резонанс и вокруг самого учреждения — Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины (в дальнейшем — ЦГАМЛИ Украины), который находится на территории Софии Киевской. Недаром говорят: нет худа без добра. Политика нового руководителя этой организации, Елены Кульчий, направлена на публичный резонанс без скандалов. Инструмент достижения позитивного результата, на первый взгляд, парадоксальный: популяризация архивных фондов. Что собственно имеется в виду, какие механизмы популяризации должны использоваться, какие оригинальные проекты уже удалось реализовать и что планируется в перспективе развития архива-музея — об этом и многом другом состоялся наш разговор с Еленой Кульчий.

— Елена Валериевна, изменилось ли ваше представление о ЦГАМЛИ Украины после назначения директором этого коллектива?

— Архивы я сравниваю с зеркалом, в котором отображается жизнь отдельного человека, семьи, судьба страны. Теперь этот образ приобрел динамику: понимаю, что миссия архива-музея литературы и искусства — не просто дать возможность другим заглянуть в это «зеркало», но и пытаться сделать этот особенный и чрезвычайно интересный мир прошлого актуальным сегодня. Как? Максимально способствовать тому, чтобы прошлое становилось предметом научного и художественного опыта людей.

Наш архив-музей уникален — в одном учреждении собраны вместе архив, музей и библиотека. Это колоссальная база-источник по истории украинской культуры! Сегодня здесь хранится свыше тысячи фондов и более трех тысяч музейных предметов. Основной массив документов — личные фонды деятелей искусства и литературы: Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, польской писательницы Ванды Василевской, которая долгое время жила в Украине, Василя Блакитного, Андрея Малышко, Мыколы Зерова и других. Кстати, инициатором создания архива в 1960-х годах был Олесь Гончар (тогда председатель Союза писателей Украины), и в письме к заместителю председателя Совета Министров УССР он писал о необходимости создания «литературного музея-хранилища», то есть речь шла об учреждении для хранения именно литературного наследия — рукописей писателей и поэтов. Но в доработке Положения об архиве-музее в 1968 году говорилось и о документах композиторов, архитекторов, художников, кинематографистов и др. У нас хранятся оригиналы работ художников, которые входят, возможно, в десятку наиболее известных художников всего мира: например, Николая Глущенко, Александра Богомазова, Анатолия Петрицкого, есть работы Марии Примаченко. Кроме личных фондов, это и материалы учреждений и организаций — творческих союзов и обществ, издательств, редакций газет и журналов, театров, хоров, капелл, оркестров, киностудий и т. п. Самые старые документы ЦГАМЛИ Украины датированы ХVІІІ веком.

Мое представление об архиве-музее вместо романтического стало реальным практическим — я вижу, с какими сокровищами имею дело, и, как руководитель, понимаю всю серьезность личной ответственности за судьбу каждого документа.

— В каких направлениях планируете развитие деятельности архива-музея в первую очередь?

— Приоритета три: развитие материально-технической базы, актуализация сотрудничества с коллегами в европейском и мировом контексте в частности посредством расширения географии выставочной деятельности, и налаживание издательской деятельности — вся эта работа на данном этапе требует особого внимания. Уже в этом году мы приняли участие в общем проекте «Лесь Курбас и мировой театральный контекст», подготовили выставку по случаю 125-летия Ивана Кавалеридзе, которая открывалась в одноименном музее-мастерской, в сентябре планируется выставка совместно с Музеем театрального, музыкального и киноискусства, которая будет посвящена театроведу, фольклористу, педагогу Петру Рулину. Сейчас ведутся переговоры по поводу организации у нас выставки, посвященной выдающемуся ученому, основоположнику Тартусской школы семиотики Юрию Лотману, возможно, удастся пригласить с лекцией Михаила Лотмана, его сына. Эти и другие акции должны способствовать популяризации архивных фондов.

— Что имеется в виду под популяризацией? Ведь сам «продукт» весьма специфичен...

— Очень хорошо понимаю востребованность духовного наследия сегодня, как и то, что архивные документы — факты истории — принципиально не могут и не должны быть массовыми. Конечно, популяризация — не реклама, речь идет прежде всего об определенной презентационной, ознакомительной и просветительской работе с нашей потенциальной аудиторией. Наша задача в настоящий момент — заявить о себе тем, кому это может быть интересно, о том, что мы есть и какими именно материалами по истории культуры (между прочим, не только украинской) владеем. В читальном зале архива-музея постоянно есть иностранные посетители. Так, согласно статистике, за последние десять лет нас посетило около 100 зарубежных исследователей; в частности в этом году с документами работали исследователи из России, Израиля, США, которые удивлялись своим открытиям, ведь находили материалы, которых нет ни в одном другом архиве их стран. К нам часто приезжают музыканты из Европы и Америки в поисках старинных табулатур и находят то, что им нужно. Вообще музыкальный фонд архива — отдельная и чрезвычайно интересная страница для исследовательской работы.

Кстати, в настоящий момент проходят съемки документального фильма о нашем архиве, нами заинтересовался один из украинских телеканалов. Работаем над тем, чтобы сделать максимально удобным для посетителя наш веб-сайт, ведь ежедневно его просматривают десятки пользователей всемирной паутины. Здесь же представлены электронные варианты всех трех томов Путеводителя по фондам архива, документов, которые уже проработаны и ожидают своего «собеседника».

С целью популяризации в апреле открылся проект «Художественные встречи в архиве-музее» — цикл вечеров при участии талантливых украинских артистов, музыкальных коллективов. Тем более, здесь прекрасный концертный зал с замечательной акустикой, которым грех не воспользоваться. Для нас этот проект — своеобразный мостик между задокументированным прошлым и активной творческой жизнью Украины. В рамках данного проекта мы представим документы, музейные экспонаты, которые тем или иным образом отображают тематику события. Судя по эксперименту (а состоялись уже три концерта разных направлений: современная академическая музыка, хоровая музыка, авторская песня), интерес к «художественным встречам» есть, и мы постоянно получаем предложения с новыми интересными проектами от творческих людей.

В планах — сотрудничество с учебными заведениями, систематизация проведения местных и экскурсий-путешествий (в архиве-музее действует 11 мемориальных кабинетов деятелей литературы и искусства Украины ХХ века. — Ред.), проведения научных семинаров для молодых исследователей. У нас все для этого есть — и кадровый состав, и опыт, и желание. Остается лишь двигаться в соответствии с намеченным планом и чувствовать ответственность каждого за порученное дело.

— Есть ли у вас, как руководителя, определенное кредо, которого придерживаетесь в работе с кадрами?

— Имея достаточно большой опыт руководящей работы, всегда пытаюсь работать по следующему принципу: «Управлять — это вести к успеху других». Неоднократно убеждаюсь в мудрости этой фразы. Считаю, что только тот работник, который знает, что его работа нужна, заметна и важна, будет успешным и привнесет в общее дело высокие дивиденды. Откровенно говоря, я очень требовательна, но всегда поддержу инициативу, найду время и посодействую в ее реализации. Считаю, что коллективной ответственности не существует, ответственность может быть только индивидуальной. Радуюсь, что к нам в последнее время приходят молодые кадры, среди них — кандидат наук, трое учатся в аспирантуре Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского, это и лучшие выпускники других киевских вузов. Следовательно, интерес к истории, ее научному осмыслению среди молодежи есть, и есть желание работать. В свою очередь, в нашем архиве есть кому передавать опыт — это первоклассные специалисты, которые работают здесь уже свыше 30 лет. А сегодня мы не имеем права потерять возможность передачи опыта из поколения в поколение.

Олеся НАЙДЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ