Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Эмаль в дивной связи стоит со светом...»

Призванный и одушевленный огонь художницы Марии-Софии Дольницкой
11 июня, 2019 - 17:46

 «По своей природе — альпинистка, потому и не удивительно, что уровень и порывы у нее высокие», — так сказал о Марии-Софии Дольницкой в год ее сорокалетия современник, известный львовский художник Иван Иванец. Тогда, в 1935 году, прославленная на всю Австрию художница посетила родной Львов, чтобы, словами этого же автора, «освежить детские воспоминания». Здесь ее ждали, кроме отдаленного семейного круга, коллеги по профессии, организованные вокруг Ассоциации независимых украинских художников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

...Очевидно, что немало эмоций пережила, посещая места, связанные с детством. Родилась она 1 января 1895 года в семье судьи трибунала Антона Дольницкого и Иосифы, из семьи Охримовичей, что проживала в самом центре, на ул. Галицкой. Училась в местном лицее им. Королевы Ядвиги, где на протяжении 1907-1910 годов прошла первые систематические уроки по рисунку у еще молодой Елены Кульчицкой. Вскоре отец получил высшую судейскую должность в Вене, где Мария-София продолжила учебу в лицее, затем поступив в престижную Цесарско-королевскую художественную школу.

АВТОПОРТРЕТ. 1938-1942РР. ПАСТЕЛЬ

Начало ее профессиональных занятий (1912—1914 года) проходили в самой гуще знаковых художественных событий, когда по коридорам школы ходили лидеры мирового художественного движения, а в мастерских преподавали будущие легенды модернизма. Наиболее значимые для последующей творческой карьеры знания украинка получила от Адели фон Старк (Adele von Stark), соосновательницы Австрийского Веркбунда — профессиональной ассоциации художников, архитекторов, предпринимателей и ремесленников. В 1914 году эта выдающаяся художница стала профессором мастерской искусства эмали, и именно от нее Дольницкая усвоила первые секреты мастерства в этой творческой отрасли. «Сложная это техника, полная неожиданностей, переменчивости, — напишет Мария-София впоследствии, — каждое выжигание — новая загадка, а кто в ней работать хочет, должен к ней подходить с любовью, потому что упрямой силой ею не овладеет и не втиснет в форму, в которой она жить не хочет».

ВIНЬЄТКА ДО КНИГИ О. ОЛЕСЯ "ЧУЖИНОЮ". 1919 Р.

Мария Дольницкая упрямо овладевала этой сложной огненной техникой, которая вскоре дала и ей европейское художественное имя. В 1918 году, еще в процессе обучения, профессора школы выделили одно из ее произведений (триптих «Распятый Христос»), отметив премией им. Айтельбергера с соответствующим денежным эквивалентом. Но не только совершенствованием профессиональных знаний была занята молодая художница. В поликультурной среде Вены она ценила родные «украинские островки», через родителей коммуницируя с представителями национальной интеллигенции.

В’ЇЗД ДО ЄРУСАЛИМУ. 1926 Р. МАЛЬОВАНА ЕМАЛЬ

Учебу в художественной школе Мария-София Дольницкая завершила в 1920-ом. Ее творческая наработка быстро пополнялась рисунками и эмальерскими композициями, и когда старшая сестра Ирина, которая вышла замуж за отца Мирона Даниловича, настоятеля украинской церкви в г. Миннеаполис (США), пригласила ее к себе, она отважилась «измерить силы на чужбине». Это был отважный поступок для молодой, хотя и амбициозной, художницы, попробовать себя в других культурно-бытовых реалиях, да еще и без знания английского языка. Тем не менее, уже в сентябре 1921 года местная газета замечает ее большой художественный талант, а директор одной из галерей предлагает для нее свои выставочные залы. Тридцать произведений, среди которых были пастели, рисунки и эмали, вызвали незаурядную заинтересованность у публики.

КОНЦЕРТ. 1928-1930. МАЛЬОВАНА ЕМАЛЬ

Впрочем, пребывание в Америке было для Марии не настолько легким... Весной  1925 года Мария Дольницкая возвращается в Вену. Здесь свои усилия она направляет, в первую очередь, на художественную эмаль. Профессор Альфред Роллер, помня ее успехи в Kunstgewerbeschule, рекомендует ее владельцу венской «Новой Галереи» Отто Ниренштайну Каллиру, где она со своей младшей коллегой Олей Окуневской весной  1926 года показывает свои эмали на совместной выставке. Выставка вызвала общественный резонанс, после которого начало расти количество поклонников ее таланта не только в Австрии, но и в других странах Европы.

ДIВЧАТА НА ВIТРI. 1926-1928РР. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ I МАЛЬОВАНА ЕМАЛЬ

РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА

Лучшие профессиональные качества Марии Дольницкой в художественной эмали начали закрепляться во второй половине 1920-х годов, когда много усилий нужно было приложить к техническим экспериментам. Получив условия для системного труда, художница перестраивала и тематически смысловой вектор творчества. Именно в то время она создала масштабные по формально-образной трактовке триптихи «Страшный Суд» и «Въезд в Иерусалим», а также одноэлементные композиции «На Оливковой Горе», «Рай», «Нахождение Моисея», «Рождество», «Амур и Психея» и некоторые другие.

РАЙ. ЧАСТИНА ТРИПТИХУ СТРАШНИЙ СУД. 1925-1926РР. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ

Мария-София Дольницкая безоговорочно избрала путь на глубинную связь с высокими культурно-художественными стратегиями прошлого, но уже в новых концептуальных редакциях.

ГУЦУЛИ З КОНЕМ. 1930-1933РР. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ

Триптихи «Страшный Суд» (1925—1926, перегородчатая эмаль) и «Въезд в Иерусалим» (1926, рисованная эмаль), без преувеличения, стали шедеврами тогдашнего европейского искусства не только в формате прикладной отрасли, но и в живописи в целом. Техника сполна покорилась уникальному таланту молодой художницы наполнять условное символьное пространство композиций лаконичными образами, стилизованными фигурами сакральных персонажей. Каждая часть из этих триптихов, передавая соответствующие библейские легенды, в то же время является суггестией поэтического отголоска автора, ее богатого воображения и внутренней красоты. В то же время эти произведения являются образцами высокого художественного стиля, логического композиционно-пластичного мышления. Недаром они вызывали большую заинтересованность среди коллекционеров. В 1933 году для своего собрания приобрел у нее одно произведение и митрополит УГКЦ Андрей Шептицкий.

МАРIЯ ДОЛЬНИЦЬКА. ГУЦУЛЬСЬКИЙ ТАНЕЦЬ. 1933 Р. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ

В начале 1930-х годов жанрово-тематическая структура произведений Марии Дольницкой обогащается новыми формами и мотивами. Развивая свое мастерство, художница интересуется разными историческими опытами использования эмальерных техник. Близкими ей становятся византийская и древнеукраинская традиции, что побуждает ее к поиску синтетической трактовки живописного стиля путем сближения с явлением итальянского искусства эпохи проторенессанса. Еще одним источником, который повлиял на формальный язык произведений художницы, стало украинское этническое искусство, обычаи, народная мифология. В таком сплаве и начали формироваться последующие тематические линии произведений Марии-Софии Дольницкой на дальнейшую перспективу. Она принимает участие на престижных выставках «Два века живописного творчества художников-женщин Австрии» в Вене (1930), больших обзорах современного искусства в Амстердаме, Эссене, Падуи, Милане, Лондоне (на двух последних отмечена дипломами). О ней пишут лучшие европейские специализированные художественные журналы (в частности «Deutsche Kunst und Decoration», «Kirchenkunst»), в полностраничных форматах, репродуцируя ее произведения.

ОРФЕЙ. 1960 Р. МАЛЬОВАНА I ШНУРКОВА ЕМАЛЬ

...Именно тогда Мария Дольницкая становится известной для художников круга Ассоциации Независимых Украинских Художников во Львове, которые в 1937 году инициировали шестинедельные курсы эмальерства в Городском Промышленном музее. Вместе с Марией Дольницкой их вел Оттон Недбаль — профессиональный золотарь и ювелир, который стал ее мужем. Курсы были одним из наиболее резонансных культурных событий года Львова, их посетило свыше 30 художников, среди которых уже именитые украинские модернисты Ярослава Музыка, Михаил Осинчук, Николай Бутович и двое монахов чина Студитов из Униатской лавры. Итоговая выставка, в составе 111 произведений участников курсов, а также свыше 100 музейных экспонатов, придала этому событию еще большей огласки, поскольку на ней можно было увидеть шедевры эмальерного искусства, начиная  с XII в., в частности в образцах византийской, китайской, японской, турецкой и персидской работы.

ЗАЖУРЕНА УКРАЇНА. 1960 Р. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ

Вернувшись в Вену, художница продолжила свое успешное творческое шествие, представляя своими эмалями искусство Австрии на больших международных форумах (в частности на мировой художественной выставке в Париже 1937 года). Ей удавалось удержаться в элите этой художественной отрасли и во время событий Второй мировой войны, хотя возможностей для дальнейшего развития становилось все меньше. После войны, в 1946 году, ее пригласили возглавить кафедру художественной эмали Венской академии искусств, но она отказалась от этого престижного предложения, желая остаться «свободным художником». В то же время появились неожиданные опасности: по Вене прокатилась волна арестов украинских общественно-культурных деятелей советскими карательными органами, ее имя тоже попало в список врагов московского имперского режима, который называл себя «освободителем» этого города. После смерти отца (который прожил полных 100 лет) Мария Дольницкая пережила инфаркт, и только со второй половины 1950-х годов возобновила работоспособность и вернулась к главным тематическим линиям своего творчества в отрасли эмали.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА. 1967 Р. ШНУРКОВА ЕМАЛЬ

В ВЕКТОРЕ УКРАИНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Невзирая на то, что художественно-эстетический уровень ее произведений послевоенного периода уступал произведениям 1920-1930-х годов, все же художница возобновила возможность сосредоточения над профессиональными проблемами творчества, в этот раз по большей части в векторе украинской традиции. Отразилось это не только на тематическом спектре, но и на самой методологии труда, в частности в аспекте рецептов эмали старокняжеских времен. Настроения сердца украинки в этот период ее жизни лучше всего отображает перегородчатая эмаль «Опечаленная Украина» (1960), одна из несомненных вершин таланта Марии Дольницкой.

В’ЇЗД ДО ЄРУСАЛИМУ. 1965 Р. ПЕРЕГОРОДЧАСТА ЕМАЛЬ

Последние годы жизни художницы были обозначены ослаблением ее здоровья. Завершающим произведением Дольницкой в технике эмали стала памятная таблица академического общества «Сечь» для украинской церкви св. Варвары в Вене. Ушла из жизни 27 октября 1974 года. Отец-настоятель Дзерович отпел ее душу на одном из венских кладбищ, где она почила вечным сном.

ПIВЕНЬ. 1965 Р. ШНУРКОВА ЕМАЛЬ

Сегодня о ней напоминают ее произведения, преисполненные духового огня и закаленные тем же огнем в мистической, символической и метафизической ипостаси. Феноменальный образ Марии-Софии Дольницкой как мировой славы художницы, что в технике эмали «перехватила» всю радужность красок жизни, радость и печаль, живую эмоцию и игру экзистенции, лучше всего дооформят ее слова о любимом искусстве: «Краски эмали, каменные или прозрачные, свойственно силы собственной не имеют; силу дает им свет, потому что эмаль в дивной связи стоит со светом. Этот расплавленный камень, не металл, твердый и тяжелый, в свете тратит всю «земность» материи. Свет, играя на блестящей поверхности, пронизывает до металлического фона, а отражаясь, переливается назад и творит фантастические эффекты красок, блестящих, горячо интенсивных, сытых, приглушенных и дискретных. Так светит опал, ракушка, солнцем озаряемая вода. Элемент в эмали — огонь. Нерастопленная — это горсть бесцветного стеклянного порошка, в огне вдруг оживает, плывет, расплывается, обретает силу выражения, огненный жар красок».      

Иллюстрации из книги Владимир Попович. Мария Дольницкая. Эмаль. — Рочестер (США): Издательство Ю. Зализняка, 1978

Роман ЯЦИВ, проректор Львовской национальной академии искусств
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ