Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Эмоция зала — не обманет»

Имея за плечами хорошую актерскую школу, Вадим Сикорский стал сегодня одним из известнейших украинских режиссеров
19 апреля, 2012 - 12:09
ВАДИМ СИКОРСКИЙ
СЦЕНА ИЗ КОМЕДИИ «ГАМЛЕТ В ОСТРОМ СОУСЕ» / ФОТО ТАРАСА ВАЛЬКО

В №37 «День» писал о последней премьере Львовского театра им. М. Заньковецкой «Гамлет в остром соусе». Эту комедию известного итальянского драматурга Альдо Николаи поставил Вадим Сикорский. Резонансным получился масштабный спектакль «Небылицы об Иване» (по одноименному сценарию И. Миколайчука, который львовяне показали в Киеве на вечере, посвященном юбилею мастера — см. «День» №106, 2011 г. ). В творческой наработке Сикорского — более трех десятков постановок. У него интересные камерные работы, в частности «Профессионал» и «Загадочные вариации», где блестяще главные роли сыграл премьер заньковчан Богдан Козак. Сегодня режиссер — один из тех мастеров, кто создает «лицо» украинского театра и имеет свой почерк.

«Вадим был великолепным актером, — вспоминает коллега Сикорского, режиссер Алла БАБЕНКО. — Он дебютировал тридцать лет назад в моем спектакле «Хрустальный башмачок» Тамары Габбе, где убедительно играл Блазня. Вадим является достойным учеником Сергея Данченко (светлая память этому художнику), который научил Сикорского создавать такие условия для работы, когда актер раскрывался на сцене». Заньковчане очень любят Вадима. Многие актеры мечтают попасть в его спектакли. Он как режиссер воспитал Александру Лютую и Юрия Хвостенко, сделал интересные работы с метром нашего театра Богданом Козаком. Сикорский хорошо знает, что сейчас ставят в мире, и в каждом своем спектакле растет как художник.

«Меру вкуса, правду и веру, предложенные сценические обстоятельства, которые присущи были Сикорскому-актеру, он перенес на работу с актерами уже как режиссер, — говорит Б. Казак. — У Вадима своеобразная манера работы. Он долго не сидит за столом, не изнуряет актеров читками текста, а старается как можно быстрее начать работу на сценической площадке. Ставит задачу и ждет от актера импровизации, но у него очень хорошее чувство меры. Он чувствует сегодняшний театр. Его театр не перегружен тяжелыми метафорами, усложненными ходами — он умеет почувствовать и легко, пастельно провести концепцию автора и найти интересные режиссерские акценты в спектакле, выстроить путем распределения ролей выпуклые, интересные и красивые характеры».

— Вадим, почему ты, успешный актер, «перепрыгнул» в режиссуру?

— Тогда, в 1984-м, все, что касается меня в профессии, уже как бы состоялось: успех, цветы, меня любил не только зал, но и фойе. Возможно, показалось, что я могу руководить процессом, а не только быть его участником. Показалось, что могу выбрать более качественный материал и качественнее построить процесс... Я не фаталист, но верю в то, что кроме тебя еще что-то есть. В итоге, предложение Данченко сыграло решающую роль, чтобы я занялся режиссурой. Сергей Владимирович относился ко мне как отец и сделал так, что я остался в Киеве, успешно учился на режиссуре, работал в Театре им. И. Франко, ездил на гастроли.

— А с какого спектакля ты начал как режиссер?

— Еще во время учебы на третьем курсе Театрального института я поставил в Ровно пьесу Галина «Жанна». Мой переддиплом — «Арена» Фридберга. А затем были рок-опера «Кармен» и «Ніч на полонині» Олеся.

— Сейчас в твоем послужном списке — более 30 спектаклей, а какой любимый?

— «Загадочные вариации», «Арт», «Амадей», «Рисовое зерно», «Ханума» (сыграли более 100 раз, этот спектакль любят зрители), «Полет над гнездом кукушки» и другие.

— О профессии режиссера говорят как об одной из трех самых рискованных в плане сердечных проблем...

— Скажу на примере «Полета над гнездом кукушки» Кена Кизи — Дейла Вассермана. У этого материала изнашиваешься сердцем. После того, как я выпустил «Полет», у меня было какое-то нехорошее ощущение — как будто со мной может что-то произойти. Да и в целом не был уверен, буду ли что-то ставить в дальнейшем. Это, несомненно, последствия концентрации на тяжелом материале. Наверное, под тем давлением «загуляла» психика. И такое случается... Однако большое счастье, когда тебе аплодирует зал, когда чувствуешь эту эмоцию, а эмоция зала — не обманет. Эти мгновения — сатисфакция за все. Это счастье, потому что люди тебя восприняли, поняли, и большего кайфа я не знаю.

— Актерский опыт помогает в профессии режиссера?

— Безусловно, потому что я изнутри знаю все душевные порывы, настроения — знаю, как с актером работать. Спектакль рождается совместно с коллективом. Я живой человек, могу ошибаться, следовательно, критику воспринимаю. Что касается коллектива, то я тверд в своих действиях. Отношения с актерами у меня дружеские, но все понимают, кто на судне капитан.

— В спектакле «Истории коня» ты взял на главную роль двух разных по темпераменту, возрасту и типажу актеров (Януша Юхницкого, которому 65 лет, и тридцатилетнего Юрия Хвостенко). Почему?

— И Юхницкий, и Хвостенко одинаково чувствуют беду, о которой идет речь в спектакле. Они похожи и по способности испытать, пережить это в сценическом пространстве. Поэтому как актеры мне интересны.

— Вадим, тебе 53, в театре ты уже почти тридцать лет, а о тебе до сих пор говорят: «Сикорский — молодой режиссер». Не обижаешься?

— Зависть не украшает! Спортом нужно заниматься!

— Что близко сердцу, кроме театра?

— Друзья — не театралы. Люблю Львов, прогуляться по его улочкам и для самого себя отметить: «О, я еще этого не видел». Также люблю зайти в мастерские к художникам, а еще поболеть, наблюдая футбольный матч (не важно, по телевизору или на стадионе, потому что адреналин раздирает)... А вообще, меня всегда «несет» в театр — и когда есть работа, и вне ее. Есть люди, которые мечтают наконец оторваться от работы и поехать в отпуск. У меня — наоборот: боюсь отпусков. Я кайфую от работы, даже когда устаю. В конце концов, для чего вообще работать, если усталость раздражает, если мечтать, чтобы побыстрее закончилась репетиция.

— Поговорим о таком пикантном моменте в твоей жизни: что побуждило поставить «Монологи вагины» по Ив Енслер?

— Об этой пьесе рассказала знакомая, стажировавшаяся в Карнеги-холле. Я прочитал и понял, что это высокохудожественный материал. И это крик: «Услышьте, поймите меня! Поймите, когда плачу или когда смеюсь. Поймите, как я живу». Проблемы, поднимающиеся в пьесе, касаются всех людей — независимо от пола, места жительства и рода занятий. Поэтому уровень разговора, который предлагает автор (не название!), меня устраивал. Поставил спектакль в Музее идей, потому что в театр не взяли. Хотел оставить просто «Монологи». А потом... Я — мужчина и почему-то боюсь такого названия. Хотя женщина не побоялась — во всем мире спектакль шел именно под таким названием. Что касается театра. Есть такие термины, как формат и неформат. Я прекрасно понимал, что «Монологи вагины» — неформат, что это может вызвать дополнительные вопросы и, соответственно, проблемы в осуществлении замысла. Кстати, после премьеры меня все поздравляли. Даже те коллеги, которые категорически не восприняли название пьесы.

— Чего ждать зрителям в ближайшее время?

— Мы подготовили спектакль «Бум-пим-пим только во Львове» — это шутка и эксперимент, этакий львовский, поднимающий настроение публике. Будем пытаться прикоснуться ко Львову начала ХХ века — с его традициями, мелодиями, «камізельками», «краватками», «батярством», трамвайчиками. То есть хочу воспроизвести автентику города. Действие происходит в семье, которая принимает гостей на совершеннолетие своей дочки. Актеры будут разговаривать, впрочем, как и петь, звукосочетаниями. Работа, невзирая на внешнюю простоту, технически достаточно сложная, и в Украине такого еще никто не делал. Первую премьерную постановку планирую вне театра — возможно, в зале Пороховой башни.

— Когда-то у нас был популярный лозунг, «если бы директором был я». Интересно, если бы ты получил власть чиновника, то что бы изменил в театре?

— Незамедлительно объявил бы налоговые каникулы и категорически запретил бы театрам сдавать залы в аренду различным коллективам, чтобы не снижать творческую планку драматического театра.

СПРАВКА «Дня»

Режиссер-постановщик Львовского национального академического украинского драматичного театра им. Марии Заньковецкой Вадим СИКОРСКИЙ родился 11 ноября 1958 года в семье военного летчика. Во Львов приехал, когда отец демобилизовался. В 1978-м закончил студию при театре им. М.Заньковецкой (учился у Сергея Данченко) и работал актером. В 1984-м поступил на режиссерский факультет Киевского театрального института им. И. Карпенко-Карого (курс С.Данченко), потом вернулся в родной театр в качестве режиссера. Поставил более 30 спектаклей, среди которых «Кайдашева сім’я», «Кармен», «Кровавая свадьба», «Трехгрошовая опера», «Польот над гнездом кукушки», «Ханума», «Хелемские мудрецы», «Загадочные вариации», «Профессионал», «Арт», «Замшевый пиджак», «Амадей», «История коня», «Три товарища», «Небылицы об Иване». Последняя постановка — комедия «Гамлет в остром соусе» по пьесе Альдо Николаи. Режиссер работает и за пределами родного театра — в Виннице, Тернополе, Черновцах, Ровно.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ