Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Еще одна молитва за гетмана Ивана Мазепу

В Румынии открыт первый в Европе памятник украинскому гетману
26 мая, 2004 - 00:00

Оценки государственной и политической деятельности правителя Украинского Гетманата в 1686— 1709 годах гетмана Ивана Степановича Мазепы в течение вот уже около трех столетий, прошедших после его смерти, одни из самых контраверсийных и противоречивых как в отечественной исторической литературе, так и в общественном мнении в целом.

Впрочем, оказывается, на карте Европы есть города, треть жителей которых едва ли не ежедневно совершенно спокойно и толерантно произносят имя этого украинского правителя. В городских соборах еще с конца 1709 года — несмотря на анафему (то есть церковное проклятие), официально провозглашенную иерархами Русской Православной Церкви по приказу царя Петра I Алексеевича в адрес украинского гетмана, перешедшего на сторону его противника, шведского короля Карла ХII, — и до сих пор звучат поминальные молитвы за почившего гетмана. А в городских скверах с недавних пор высятся памятники Ивану Степановичу (чего, кстати, и до сих пор не увидишь в скверах и на площадях столицы независимого Украинского государства...).

Что же это за европейский заповедник мазепинской памяти? Где и как он возник на карте Европы?

В первую очередь, отмечу, что находится он в Нижнем Подунавье, в румынском городе Галац. Именно здесь еще с конца ХIХ в. существовала улица Ивана Мазепы. Во время очередной городской перепланировки улица исчезла, вместо нее в центре города возник жилой квартал «Мазепа». Впоследствии, уже в 1960-е годы, рядом был построен еще один жилой массив, названный «Мазепа-II». И в результате этого почти треть жителей довольно важного промышленного и портового центра Румынии (общее количество населения города составляет около 320 тысяч человек) проживает сейчас в кварталах, носящих имя славного украинского гетмана.

4 мая 2004 года в Галаце под патронатом Министерства культуры и культов Румынии и Посольства Украины в Румынии прошла международная научная конференция «Личность Ивана Мазепы в европейской истории». Ученые- историки из Института истории «Николае Йорга» Академии наук Румынии, Института истории Украины Национальной академии наук Украины, Музея истории г. Галац и других научных и общественных организаций, политики, церковные и общественные деятели выясняли место и роль гетмана Мазепы в украинской и европейской истории, пытались дать исторически объективную оценку его деяний, определить как бесспорные достижения, так и допущенные просчеты.


На следующий день в одном из крупнейших православных соборов города, основанном в ХIХ в. в честь императоров Константина и Елены, с участием украинского и румынского духовенства прошла торжественная поминальная служба по гетману. А после обеда в тот же день в парке Независимости был открыт первый в Европе памятник Ивану Мазепе.

...Судьба соединила имя Мазепы с этим портовым румынским городом уже после смерти славного украинского гетмана, причем, совершенно случайно. По завещанию Ивана Степановича его прах должен был покоиться в Палестине, в одном из храмов Иерусалима, куда он, будучи гетманом Украины, неоднократно отправлял довольно щедрые дары. Однако, смерть нагнала Мазепу на молдавской земле, вблизи города Бендеры (Тягинь). И в весьма непростых условиях вынужденной после поражения его союзника шведского короля Карла ХII под Полтавой эмиграции из Украины окружение Ивана Степановича отказалось от этой затеи, приняв решение провести погребение своего покойного властителя в столице Молдавского княжества городе Яссы. По неизвестным причинам и от этого замысла тоже отказались и провели Мазепу в последний путь в молдавском селе Варница, что в двух километрах к северу от Бендер.

По описаниям иностранных путешественников, организованные племянником Мазепы Андреем Войнаровским похороны богатого украинского правителя прошли с невиданной для молдаван торжественностью и великолепием. Польский дипломат, который, направляясь в Стамбул, стал случайным их свидетелем, записал в свой дневник о необычном богатстве одежды покойного, вышитой золотом сорочке, щедро украшенной драгоценными камнями гетманской булаве и даже гетманской диадеме.

Собственно, именно слухи о невероятном богатстве могилы побудили мародеров ограбить ее уже в следующую после похорон ночь. Оскверненную могилу казаки привели в порядок. Но спустя некоторое время мародеры снова потревожили прах гетмана. Вот тогда и вспомнили о желании Ивана Степановича обрести вечный покой в святой Палестине.

Андрею Войнаровскому достаточно быстро удалось получить разрешение турецкого султана на перезахоронение праха в Святых местах. Отправленный из Стамбула по этому поводу султанский фирман заставил администрацию Валахского княжества всячески содействовать передвижению траурной процессии. Впрочем, учитывая продолжение русско-шведской войны, путешествие это было весьма опасным. Ведь шведский король Карл ХII до самого 1714 года стоял на подвластных султану землях, приковывая к себе внимание российского царя Петра, который, потеряв надежду добиться от турок выдачи своего врага, вынашивал планы достижения своей цели с помощью вооруженной интервенции. А потому, дойдя под охраной румынских отрядов до Галаца и прослышав о том, что в городе есть церковь Святого Георгия, которая считается Святоиерусалимской церковью, казаки перезахоронили прах своего покойного властителя у алтаря именно этого храма. В память души гетмана казацкая старшина оставляла щедрые дары храму, расположенному, кстати, на высоком и весьма живописном левом берегу реки Дунай. На месте захоронения была установлена надмогильная плита с изображением герба украинского гетмана.

Очередная печальная страница этой истории связана с так называемым Прутским походом Петра I. Летом 1711 года царь Петр Алексеевич таки решился двинуться в поход на подвластные турецкому султану молдавские и румынские земли. И в связи с этим походом, который едва не завершился позорным пленением царя, существует несколько версий об очередном опустошении могилы Ивана Мазепы. По одной из них, прах ненавистного Петру украинского правителя был выброшен из гроба именно по его приказу русскими солдатами. По другой же версии, очевидно более правдоподобной, надругательство над ней совершили крымские татары, которые, преследуя россиян и тех румынских шляхтичей, которые оказали Петру I помощь в борьбе с турками, захватили Галац и устроили его жителям страшный погром. Не избежал печальной участи и храм Святого Георгия. Вместе с другими могилами надругались и над прахом Мазепы.

Молдавские хроники пишут о том, что именно в 1711 году был бесповоротно утрачен прах украинского гетмана, поскольку татары выбросили его в Дунай. Современные же румынские исследователи ставят под сомнение достоверность последнего. Вероятнее всего, татары только выставили вырытые ими гробы на берег Дуная. Во всяком случае, уже в том же 1711 году могила Мазепы была восстановлена. В год 1722 ее посетил соратник Ивана Степановича и его преемник гетман в экзиле Пилип Орлик. В следующий раз на могилу Ивана Степановича Орлик приехал в 1737 году, записав в свой дневник весьма приятные впечатления от встречи с местным населением и торжественной литургии, проведенной в храме в честь покойного украинского гетмана.

О присутствии в церкви Святого Георгия на протяжении последующих ста лет вытертой от времени надмогильной плиты погребения Ивана Мазепы говорят различные документальные свидетельства этой эпохи. Уже в 1835 году в могиле украинского гетмана был похоронен богатый местный боярин. Перезахоронение же праха на прицерковном кладбище имело место уже в начале 1840-х годов, когда было принято решение об освобождении территории храма от всяких погребений. Во время перезахоронения была заменена и надмогильная плита, которую как антиквариат перевезли в Бухарест. Там, кстати, в последующие десятилетия ее следы и затерялись.

Следом за ней затерялось и место погребения Ивана Мазепы. По результатам исследований, проведенных румынскими историками, могила существовала до начала 1880-х годов. После этого ее местонахождение неизвестно. По одним легендам, в 1881 г. ее уже в который раз разграбили. По другими рассказам — также не подтвержденным документально — прах был перезахоронен в расположенной поблизости церкви Пречистой Богородицы. Как же было на самом деле — установить из-за отсутствия информации практически невозможно. Доподлинно известно только то, что в начале ХХ в. вблизи церкви Святого Георгия кладбища уже не было.

Сам же храм Святого Георгия в Галаце существовал до начала 1960-х годов.

Как уже отмечалось выше, в городе определенное время была улица Мазепы, а впоследствии — два квартала, названные его именем. Отныне в Галаце стоит памятник Ивану Степановичу Мазепе. А еще румынские ученые и общественность надеются на восстановление церкви — той самой, где в течение столетий покоился прах выдающегося украинца.

Будем надеяться на это и мы. А еще на то, что и в Киеве, наконец, появится монумент, построенный в честь украинского государственного деятеля, масштабы деяний которого, к сожалению, удалось достичь немногим...

Виктор ГОРОБЕЦ, доктор исторических наук. Cпециально для «Дня», Киев — Галац — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ