Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Еще раз о правде

24 октября, 2008 - 00:00
СПЕКТАКЛЬ «ПРОСТИ І ПОМИЛУЙ...» ПЕРЕНОСИТ ЗРИТЕЛЕЙ В СТРАШНЫЕ ВРЕМЕНА ГОЛОДОМОРА В УКРАИНЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА ВОЛЫНСКОГО УКРАИНСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО

Во Львове прошли гастроли Волынского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко.

Был показан публике спектакль «Прости і помилуй...» посвященный годовщине Голодомора 1932—1933 годов. «Господи, прости і помилуй...» — повторяют герои представления. Каждый своей мукой, каждый своим горем, каждый своей трагедией. А трагедия — на всех одна. По жанру — это народная трагедия.

— Спектаклю уже 15 лет, — рассказывает драматург Николай Кузьо. — Это тема, которую оставлять нельзя и каждый раз нужно к ней возвращаться. Это страница нашей истории, о которой мы не имеем права забывать». Впервые «Прости і помилуй...» была поставлена в 1993 году и тогда называлась «Голокост». А в 2003 году спектакль восстановили к 70-й годовщине Голодомора. Под эгидой Президента Украины театр гастролировал по городам нашей страны, побывал во многих восточных областных центрах, и в общем показал 35 спектаклей. В прошлом году постановка прошла в Киеве. «Столица была шокирована, что провинциальный театр поставил такой спектакль, — вспоминает Кузьо. — Даже там, где у нас были сомнения по политическим соображениям, в Луганске или Донецке, нас прекрасно воспринимали. Люди плакали, благодарили артистов за игру, за важность темы... У нас нет отдельных Запада и Востока, есть единый украинский народ с едиными болями и историей и отношение к этому спектаклю было однозначным в разных уголках Украины».

Богдан Береза, директор и художественный руководитель Волынского театра рассказал, что сценарий Николая Кузьо — это литературные размышления, которые актерам чрезвычайно тяжело играть, намного тяжелее, чем драматургию. Известная артистка Таисия Литвиненко после просмотра отметила, что она удивлена, «как актеры литературный материал положили на свое естество — вышло естественно и органически». То, что спектакль имеет успех — в первую очередь, заслуга актеров, сумевших почувствовать, пронести сквозь душу, вжиться в роли так, чтобы изобразить не событие, а боль, чтобы зритель в зале почувствовал себя присутствующим, перенесся на семь с половиной десятков лет назад.

— Мы еще не знаем и 50% того, что происходило, — считает Б. Береза. — Когда откроются секретные материалы, то я думаю, общество будет шокировано. Даже когда мы в 2003 году имели возможность с этим спектаклем объехать все районные центры — у людей открывались глаза... В Украине есть три духовных проблемы, которые очень сложно решить: перевранная историческая правда, религиозная правда и языковая. Нужно защитить свои национальные интересы, потому что без этого нет нашего народа. А нас хотят превратить в население — и тогда нас легче будет ломать, кроить государство.

Тот, кто идентифицирует себя украинцем, осознает свою принадлежность к этой нации, не может безразлично относиться к исторической памяти своего народа. Те, кто проживал на этой территории тогда, проживают сейчас, те, кто имеет связь с Украиной, обязаны уважать то, что создает ее историю. Тот, кому болят извечные раны, следил за всем, что происходило на сцене с замершим скрежетом в сердце, в наивысшем эмоциональном напряжении, боясь шелохнуться и стесняясь своей сытости. А те, кто любит свою страну, те, кому близка человеческая боль и знакомо ощущение сопереживания плакали от несправедливости и оскорбления за невинных людей.

Актеры воспроизвели жизнь людей: радости и тревогу обычных бытовых событий — неудовольствие и стремление защитить свой труд и свой хлеб — страх, печаль, боль в сердце — тихое повиновение, обращение к Богу, одухотворение природы, безумие, нежность и... любовь. Страшно было смотреть, как нелюди в человеческом обличье отбирают у крестьян последнее, воруют горшки из печи, издеваясь и насмехаясь, топчут мелкие зерна, а с ними надежду и веру в то, что когда-то наступит весна. Для многих она больше не наступила... Больно было смотреть, как голодные люди делятся крохами, жмутся друг к другу, проявляя всю доброту и заботу, появляющуюся, наверное, только перед лицом смерти. Как те, кто умирает от голода, собирает последние колоски, но не едят, а берегут, чтобы весной посеять зерно в землю, чтобы она опять давала урожай и кормила; как обессиленная старушка целовала зеленую траву, молилась солнцу и земле, две малюсенькие картофелинки сжимая в руке, а чуть живой дедушка обнимал ее и нес в хату на руках... И ужас сковывал сердца, когда мать топила своих детей, а самого маленького, уже мертвого, прижимала к груди и, как в лихорадке, ему что-то говорила. Странно было смотреть, как голодные люди чертами менялись так быстро, и не старели, а как-то так исчезали, что от них оставались только глаза — только души, и странно было осознавать, что это актеры так перевоплотились. А над всем этим красными буквами — «Государство, Партия, Коммуна и Сталин». И эхом ранящие слова: «Ой не буде добра на цій землі, тому що горе землі, що своїх діточок прогодувати не може...», и молитва: «Господи, чому ми мусимо таке терпіти? За які ж гріхи ти нам голодну смерть посилаєш?».

На такие спектакли нужно приглашать тех людей, кому язык поворачивается говорить, что Голодомора не было, кто позволяет врать в глаза правде и истории на братских могилах 10 миллионов (а не больше ли?) жертв страшного геноцида украинского народа, миллионов невинных людей, среди которых были не только украинцы. Давно пора отбросить все политические танцы на могилах, остановиться и попросить прощения и помилования родителям, себе и детям, чтобы такая трагедия больше никогда не пришла на нашу плодородную землю.

Елена УРБАН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ