Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Если есть Пономаренко — можно ставить Верди

Сегодня народный артист Украины отмечает свое 60-летие
15 апреля, 2005 - 20:56
ИВАН ПОНОМАРЕНКО / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

У репертуара этого баритона есть своя доминанта — оперы Джузеппе Верди, в которых он раскрылся как певец европейского уровня. И хотя исполняет он партии и в операх вердистов, и в русской классике, однако именно в музыкальных произведениях гениального итальянского композитора мы можем увидеть полную визитку вокального и артистического дарования одного из лучших баритонов мира. Речь идет не только о понимании и ощущении музыки Дж. Верди, хотя именно на этом и основывается вердиевское исполнение, но еще и о природе голоса певца. А это не только широта диапазона и вокальная культура, но и исключительный дар Божий — уникально окрашенный и сочный тембр, гибкость и полетность голоса, наполненность нижних регистров и предельная выразительность верхов, умение поднять их до творческого совершенства в палитре каждой вердиевской арии.

Совсем недавно мне посчастливилось послушать во время гастролей театра в Дании в течение нескольких дней три спектакля «Аиды» с участием Ивана Пономаренко в партии Амонасро. Не нужно лишний раз говорить, какой сложный этот образ и в вокальном, и в артистическом плане, особенно в заключительной арии нубийского царя, где вокальная палитра воспроизводит почти вселенскую необъятность человеческих чувств — от родительской нежности до библейского проклятия и презрения за предательство родной земли и народа. Кантиленность перехода от нежнейшего пиано к взрывной энергии форте придавало в интерпретации Ивана Пономаренко этому образу монументальность и в то же время особую человечность, искренность, в определенных моментах даже можно сказать — незащищенность. Редко какому певцу удается через вокальные краски создать такой выпуклый и выразительный, психологически глубокий и наполненный образ. В этом плане к особым творческим достижениям должны отнести и заглавную партию в опере «Набукко», поставленную в 1993 году впервые через почти восемь десятилетий на сцене Национальной оперы Украины, собственно, на феноменально красивый и в то же время мощный голос Ивана Пономаренко. Исполнитель этой партии должен владеть большим арсеналом как вокальных, так и артистических данных — от естественной гибкости вердиевского голосоведения, лапидарного и точного царского жеста до передачи через игру и вокал библейской философичности содержания оперы, чтобы раскрыть не только историческое, но и духовное содержание одной из наиболее сложных и глубочайших опер Дж. Верди. Нужно сказать, что Иван Пономаренко отшлифовал этот образ задолго до киевской премьеры, принимая участие в нескольких постановках европейских театров «Набукко», где по-разному трактовались как партитура, так и выстраивалось сценическое действие. Как раз эта опера, оцененная современниками Верди как «статическая», давала в конце ХХ века наиболее широкий простор и для дирижеров, и для режиссеров, и для исполнителей. После успешного дебюта в Сплите (Югославия), где, исполняя партию Набукко, Иван Пономаренко выезжал на сцену на коне и как настоящий варвар и богоборец уничтожал сакральное воплощение Всевышнего, многие европейские театры пригласили исполнить эту партию певца из Киева, оценивая его сценическое воплощение как одно из самых выразительных и самых интересных, о чем свидетельствует ряд рецензий зарубежных критиков. Однако самой любимой для него стала киевская постановка. Возможно, еще и потому, что именно «Набукко» положил начало новой странице в истории театра, который, используя опыт самых больших мировых опер, внедрил исполнение классических произведений на языке оригинала. Эта практика применяется и сегодня.

Национальная опера Украины не только интегрировалась в европейский музыкальный контекст, но и стала активным его участником, а ведущие певцы, владея репертуаром на языках оригиналов, все чаще и чаще получают приглашение петь в самых известных театрах мира, в частности в Ла Скала, Метрополитен Опера, Венской и Женевской операх и т.д.

Иван Пономаренко, имея в заделе ряд партий вердиевского репертуара, наиболее активно представляет украинскую вокальную школу на мировых сценах. Кроме участия в гастролях театра (Франция, Германия, Швейцария, Дания, Испания, Бельгия, Нидерланды), он выступал также в спектаклях Варшавской оперы, исполнил партии в «Аиде», «Риголетто» и «Сельской чести» на супермодерных сценах южноафриканских городов Иоганнесбург и Претория, где творческая судьба свела его с выдающимся итальянским дирижером Карло Франче; в Каирский опере, освященной именем Верди и его оперой «Аида»; принимал участие в постановке «Евгений Онегин» в Амстердаме (Голландия), гастролировал в США, Канаде, Греции, Китае, Японии, Венгрии, Болгарии, Финляндии... Несмотря на неоднозначное отношение к исполнению опер на языке оригинала как в среде киевских любителей вокального искусства, так и самих артистов, следует сказать, что Иван Пономаренко является убежденным апологетом этого направления, считая, что именно таким путем у украинских оперных театров есть возможность выйти на значительно высший общий уровень исполнительской культуры, а певцы получают более широкий простор для творчества.

Воспитаннику Одесской консерватории и ученику прославленного вокального педагога Ольги Благовидовой, из класса которой вышли Зоя Христич, Бэлла Руденко, Николай Огренич, Александр Ворошило, Людмила Шемчук, Ивану Пономаренко творческая судьба улыбнулась довольно рано. Студентом второго курса он дебютировал на сцене Одесского театра оперы и балета. И не в каких-то эпизодических или вторых партиях, а ведущих. Пел в «Дон Жуане» В.-А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Иоланте» П. Чайковского. Не стоит думать, что привлечение в такие спектакли студента означало какой-то кризис театра или какие-то неожиданные ситуации в актерском составе. Требовательный педагог и художественное руководство Одесской оперы не рисковали, приглашая студента с роскошно-красивым, богатым на обертоны голосом, и без проблем с тесситурой, в спектакли. Конечно, это один из уникальных случаев, если принять во внимание еще тогдашний уровень Одесской оперы, имевшей статус одной из лучших в Украине.

В 1973 году студент четвертого курса Иван Пономаренко в достаточно напряженной борьбе завоевал первое место и золотую медаль Всесоюзного конкурса имени Михаила Глинки, которое стало пропуском на участие в Международном и одном из самых престижных в мире конкурсе имени Петра Чайковского. И снова триумфальный успех — первое место и золотая медаль! Перед молодым певцом открываются двери многих оперных театров, однако он остается в Одессе, завершает обучение в консерватории, пополняет репертуар такими сложными партиями, как Амонасро и Ренато в вердиевских операх «Аида» и «Бал-маскарад», Тонио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Елецкого в «Пиковой даме» П. Чайковского. В Киев попадает как будто случайно, хотя эта случайность обусловлена его значительным творческим потенциалом. Его приглашают исполнить вместо больного певца партию Жермона в «Травиате», да еще и в спектакле с участием Евгении Мирошниченко. Нужно было обладать «одесским» характером и уверенностью в себе, чтобы, не зная мизансцен, без единой репетиции выйти на киевскую сцену.

Стефан Турчак, очень чувствительный на голоса и таланты, сделал все возможное, чтобы Иван Пономаренко в 1981 году стал солистом Киевской оперы. Нужно заметить, что в то время в труппе была блестящая баритоновая группа: Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Сергей Козак, Роман Майборода, Виктор Тришин, Вячеслав Лупалов… У молодого певца были не только уважаемые коллеги по сцене, но и творческие конкуренты, что побуждало к еще более серьезной работе над партиями и сценическими образами, поиску собственной стилистики в трактовке партий. Иван Пономаренко не затерялся в этом звездном сиянии, наоборот, довольно быстро стал любимцем киевской оперной публики, очень чувствительной именно к вокальной культуре певца, техническому совершенству.

Первой премьерой на киевской сцене, в которой участвовал Иван Пономаренко, стала «Галька» С. Монюшко, в которой он создал образ коварного и циничного Януша. Потом была работа с выдающимся режиссером Ириной Молостовой и блестящим дирижером Стефаном Турчаком над партией Шакловитого в «Хованщине» Н. Мусоргского, которую он с успехом пел в гастрольных спектаклях театра на сцене Дворца конгрессов в Париже (1992), а также во время гастролей в Германии и Швейцарии, партией ди Пози в «Дон Карлосе» Дж. Верди опять же со Стефаном Турчаком и режиссером Дмитрием Смоличем. К сожалению, по различным объективным и субъективным причинам спектакль не задержался в репертуаре, хотя обогатил вердиевский репертуар Ивана Пономаренко глубоко-психологической партией, которая требовала глубины проникновения в образ и предельной вокальной культуры, что и продемонстрировал певец в этой, довольно редкой на современной сцене опере.

Отдельное место в творческом заделе Ивана Пономаренко занимает еще одна партия вердиевского репертуара — Риголетто в одноименной опере Дж. Верди. Парти-испытание, партия-экзамен на зрелость певца, его вокальную культуру и артистическое мастерство. Партия, требующая объединить в единый поток всю вокальную палитру, показать гибкость и тембр голоса не только в форте, но и пианиссимо, и меццо-воче, раскрыть душу и характер героя — от грубого цинизма до нежности родительского чувства, пренебрежения других и собственной последовательности. Эту партию можно сравнивать с картинами последнего периода творчества великого испанского художника Гойи. И удается воплотить эту партию не просто одаренному баритону, а певцу-художнику, для которого приходит осознание, что создал ее Верди вне времени и пространства, охватив своим талантом «вечность человеческого бытия».

У оперного искусства есть свои собственные законы воплощения. Только облученная внутренним видением, эмоциональностью и вдохновением партия находит адекватное раскрытие на сцене. Это то, что называется катарсисом создания, рождение сценического образа. Для Ивана Пономаренко сцена и спектакль — это та среда, где он как будто каждый раз рождается снова, формирует душу своего героя. Слушая Ивана Пономаренко, постоянно отмечаешь не только красоту и силу его голоса, вокальное и артистическое мастерство, но и на подсознательном уровне ощущаешь художественность самой высокой пробы создаваемых им образов, особенно в историко-философских операх великого Верди, в которых певец сполна раскрылся как один из лучших современных не только украинских, но и европейских баритонов. В одной из рецензий Ивана Пономаренко назвали «грандом сцены». И это действительно так.

Василий ТУРКЕВИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ