Дирижеру Роману Кофману удалось осуществить невозможное: задумав включить в цикл «Великие имена» авторский концерт своего друга Гии Канчели, он пригласил автора в Киев. И Канчели согласился, подарив чудо присутствия в нашем городе одного из самых мудрых композиторов эпохи.
Гия Канчели родился в 1935 году в Тбилиси, сейчас живет в Антверпене. Он создатель семи симфоний, оперы «Музыка для живых», сочинений «Оплаканный ветром», «Жизнь без Рождества», «Отпечатки пальцев», «Литургия», «Стикс», многих других симфонических и камерных произведений. Сегодня сочинения композитора исполняют выдающиеся музыканты в лучших концертных залах мира. Грузинский музыковед Гиви Орджоникидзе написал о творчестве Канчели как о восхождении на гору: «С каждой высоты горизонт отбрасывается дальше, открывая невиданные ранее дали и позволяя заглянуть в глубины человеческого бытия».
Киевский концерт состоялся при поддержке Посольства Грузии в Украине. Музыку Гии Канчели исполнял знаменитый скрипач Гидон Кремер, а также детский хор «Щедрик» (художественный руководитель Марианна Саблина), обладатель гран-при крупнейших международных фестивалей в США, Канаде, Польше, Ватикане. На вечере выступила ярко одаренная виолончелистка Гиедре Дирванаускайте — родом из Литвы, участница оркестра «Кремерата Балтика», а на вибрафоне солировал виртуоз-ударник киевлянин Андрей Пушкарев, обладатель премии Grammy, солист оркестра «Кремерата Балтика», один из немногих вибрафонистов, выступающих с сольными концертами по всему миру. Этот праздник музыки состоялся благодаря маэстро Роману Кофману — всемирно известному мастеру дирижирования и человеку рыцарского служения — слушателям, Украине и ее величеству Музыке, которое он осуществляет со своими единомышленниками — Киевским камерным оркестром.
ПОЮЩАЯ ТИШИНА
Лишние билеты спрашивали уже на Крещатике, в зале был аншлаг. Начало концерта можно сравнить со свежим дыханием ветра (прозвучал «Ветерок» для струнных, фортепиано и ударных). С первых звуков музыка заявила о себе: возвышенная, открытая и непредсказуемая, она сообщала больше, чем человек способен услышать. Поэтому ее хотелось слушать еще и еще. И была любимая композитором тишина, в которой рождались акварельные фразы фортепианного соло Хосе Эрнандеса.
Музыкальная притча «V and V» — это «voice and violin», голос и скрипка: пение записано на пленку, скрипка ему отвечает. Кремер не просто мастерски ведет диалог — совершенство его игры приближается к магии.
«Убаюкивание солнца» для хора и ударных исполнили «Щедрик» и Андрей Пушкарев, дирижировала Марианна Саблина. Критики часто называют Гию Канчели «композитором медленной музыки», слушая которую, вспоминаешь, что все самое важное в природе происходит медленно, — так растет трава, раскрывается почка, зреет плод. И это сочинение — с неспешным течением детских голосов, нежным перезвоном вибрафона, глубокими смысловыми паузами — показалось запечатленной музыкой небесных сфер.
Второе отделение вечера открыла «Тихая молитва» для скрипки, виолончели, вибрафона, бас-гитары, струнных и магнитофонной пленки. Живое звучание инструментов и сохраненный в записи детский голос соединились в повествование о человеке — от рождения до последнего звука певучей струны. Страстно, чисто, просветленно вели свои партии Гидон Кремер и Гиедре Дирванаускайте, буквально завораживая каждым движением смычка. Концерт еще не окончился, а люди поднялись и стоя благодарили автора и музыкантов.
Последней в программе значилась «Маленькая Данелиада», напоминая еще об одном крыле творчества Гии Канчели — автора музыки для театра и кино. Он создавал музыкальное оформление легендарных спектаклей Роберта Стуруа (всего театральных работ у композитора около 40). Написал музыку к 52-м фильмам, многие из которых стали классикой (в том числе «Мимино» и «Кин-дза-дза» режиссера Георгия Данелия).
И вот на сцену вышел сам Гия Канчели и рассказал:
— Однажды мне позвонил Кремер и спросил, могу ли я написать сочинение в подарок Георгию Данелия к его 75-летию. Я никогда не отказываю Гидону, поэтому согласился и написал «Маленькую Данелиаду» (по мотивам музыки фильмов «Кин-дза-дза» и «Слезы капали»). А во время гастролей с «Кремерата Балтика» и с Гидоном в Москве я позвонил Данелия и пригласил его на концерт. Он ответил: «Приду, если объявят, что музыка твоя, а слова — мои». Я удивился: «Там же нет слов, там есть только две буквы — «к» и «у». Данелия отвечал: «Меня это не интересует, пойду только, если объявят, что я автор слов». Что делать? Я позвонил Кремеру, тот согласился. Данелия пришел на концерт, и когда в зале объявили: «Слова Георгия Данелия», он встал и раскланялся. Но потом мне позвонил Реваз Габриадзе, соавтор сценария, и говорит: «Послушай, может, его одна буква, а вторая — моя?». Поэтому пришлось объявлять, что слова Данелия и Габриадзе. Сейчас я вышел на сцену, чтобы предупредить — у текста два автора!
Искристо и артистично преподнесли «Айне кляйне Данелиаду», включая знаменитое «Ку!», оркестранты Киевского камерного и Гидон Кремер — пожалуй, авторы текста были бы довольны...
СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ
А на следующий день в филармонии вновь звучала музыка Гии Канчели. В абонементе «Симфоническое измерение» дирижер Николай Дядюра с оркестром Национальной филармонии представили сочинение «Светлая печаль» на слова Галактиона Табидзе, Гете, Шекспира и Пушкина, посвященное памяти детей — жертв войны. В исполнении участвовали два хора мальчиков — хоровой капеллы им. Ревуцкого и музыкальной школы им. Лысенко (художественный руководитель и главный дирижер — Аида Зайцева), солисты — Дмитрий Шикоряк и Михаил Трофименко.
Оркестр, дирижер и хористы сумели очень точно воплотить замысел композитора, исполняя сочинение скорбной красоты, которое буквально потрясло зал. Трогательно, нежно дети пели строки великих поэтов на грузинском, немецком, английском, русском языках и на музыкальном — едином для всего человечества.
«Светлая печаль» была впервые исполнена 9 мая 1985 года в лейпцигском зале Гевандхауз во время празднования 40-летия Победы над фашизмом. Гидон Кремер в своей книге «Обертоны» написал: «Волшебные мгновения творчества, как подлинные драгоценности, — редкость в мире, переполненном побрякушками». Такими драгоценностями стали два вечера в Национальной филармонии Украины.