Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Этноцентристы

Восточная Европа от «Гайдамаков» уже шалеет. Киев пока прислушивается...
11 июня, 2004 - 00:00

Никогда бы не поверил, что на рок- концерт журналистов может собраться больше, чем, собственно меломанов. В среду я стал тому свидетелем. Почему так вышло? Попробуем разобраться.

Группа «Гайдамаки» была создана в начале 90-х (правда, тогда она называлась «Актус») несколькими киевскими студентами. С появлением в коллективе вокалиста Александра Ярмолы эксперименты с формой и звучанием не прекращались. Фактически любое направление в альтернативной музыке было ими тщательно изучено и переиграно. Впрочем сама по себе альтернатива была мало интересным продуктом, и поэтому постепенно «Гайдамаки» пришли к оригинальному симбиозу современных гитарных рифов с различной этно-музыкой. Украинской — в первую очередь. Но не только. Сильное влияние на их творчество оказали и ямайские ска и рэгги, и цыганская мелодика. Первый профессиональный альбом появился в 2001 году. Название его, как это принято у «дебютантов», было аналогично названию группы. Собственно, многие могли видеть клип «Полісся» с этого альбома, который крутили в эфире музыкальных каналов. Киевский концерт группа приурочила к выходу второго альбома «Богуслав», который увидел свет 19 апреля.

Музыка их не воспринимается как завершенный по фабуле продукт. Нет целостного восприятия. Не потому, что идей мало, а наоборот — слишком много. Агрессивный панк чередуется с украинской аутентикой и тут же (да пребудет с нами Боб Марли!) мы уже слышим «ленивое» рэгги и ска, которому, впрочем, ребята придали украинские очертания и теперь величают Carpathen ska. Не успеваешь насладиться музыкой любви и протеста на украинский лад, как «Гайдамаки» уже качают зал а-ля «Здоб ши здуб». Тут, как вы понимаете, уже главенствует фанк. Затем лирическая инструментальная песня. И так далее... В общем из 20 исполненных на концерте песен найти две очень схожих по звучанию было мудрено.

Очень стильно, очень по- европейски, где от переизбытка синтетических поп- и рок-«прожектов» потребность в настоящей, «первопричинной» музыке, не испорченной коммерцией, выходит в последнее время на передний план. В этом, кстати, и ключик успеха Русланы. Впрочем, «Гайдамаки» куда известнее за рубежом, чем в Украине.

Объездив и покорив всю Восточную Европу, они недавно добрались и до Прибалтики. Говорят, билеты на их концерты в Эстонии были не дешевле 120 крон (60 грн.). Для украинцев «Гайдамаки», уж простите за сравнение, сродни Эрмитажа для питерцев. «А чего туда ходить. Вот он — рядышком». Вот и на концерте в галерее «Лавра» собралось от силы 300 зрителей, среди которых, похоже, многие — студенты из западных областей. У киевской же молодeжи взгляд на национальный продукт по большей части снобистский, не для нас, мол, это, таких продвинутых. Позиция достаточно странная. Ведь этноцентричная музыка — это не только предмет эстетического культа (да приятно слушать просто), но и еще один шажок к определению национальной самоидентификации. А уж это у молодeжи в последние годы в моде. Впрочем, как заявили сами музыканты, концерт в «Лавре» это лишь начало большой дружбы с украинским шоу-бизнесом. А будет ли эта дружба взаимной, покажет время.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ. Фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ