Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евгений АФИНЕЕВСКИЙ: «Люди во всем мире до сих пор учатся тому единению, которое возникло на Майдане»

Фильм «Зима в огне: борьба Украины за свободу» (США— Великобритания—Украина) стал самым успешным среди отечественных документальных проектов
26 августа, 2016 - 09:17

Соавторы ленты (см. рецензию на нее в «Дне» от 15 января т. г.) получили специальную награду Американской телеакадемии, в американской телесети Netflix картину просмотрели более 6 миллионов зрителей со всего мира, а международные фестивали отметили эту работу (в частности, номинированную на «Оскар») многочисленными призами.

«Хрустальный глобус» (The Television Academy Honors) является специальной наградой для культурно и общественно значимых кино- и телепроизведений, которые, по мнению телеакадемиков, «вдохновляют и мотивируют к переменам». В разные годы лауреатами награды становились ток-шоу Опры Уинфри, сериалы «Отдел новостей», «C.S.I: Место преступления» и тому подобное.

Приз вручили в начале июня в Лос-Анджелесе режиссеру фильма, американцу Евгению Афинеевскому. На этой неделе он прилетел в Киев, чтобы передать награду украинской части команды.

После церемонии пан Афинеевский ответил на вопросы «Дня».

— Евгений, какие задачи вы ставили перед собой как режиссер, кинематографист, когда работали над «Зимой в огне»?

— То, что поражало, — единство на Майдане. Были все, от мала до велика, совершенно разные группы. Здесь я впервые увидел, что все национальности могут быть вместе, уважая друг друга. Что церкви могут отворить двери неверующим студентам, открыть у себя госпитали, приютить посторонних людей на ночь. Эта уникальность для меня очень важна, потому что мир стал разъединенным. Я живу в Соединенных Штатах, но назвать их действительно соединенными я не могу, потому что они не вместе, у нас сейчас большая разъединенность. Поэтому для меня художественный смысл в том, что единство может победить. Но эту цель ставили перед собой все мы — донести уникальный пример Майдана. Люди во всем мире до сих пор учатся тому единению, которое было там. И еще одно — поражало, что народ является силой, что он является государством.

— Насколько я знаю, ваша новая картина посвящена Сирии. Не могли бы вы немного рассказать об этой работе?

— Мне хочется поделиться историей, которой мир, к сожалению, не знает. Так, как и в Украине, революция произошла в Сирии. Там тоже все начиналось мирно, а потом 12—13-летних детей искалечили за антиправительственное граффити. Похожим на события в Украине там было и начало войны, и втягивание внешних сил включительно с Россией, которая бомбардирует Алеппо, — уже не говоря о массовом использовании химического оружия.      

— Что вы увидели в Алеппо?

— Знаете, они от вас переняли обычай жечь шины. Алеппо покрыт темной тучей дыма подожженных покрышек, благодаря чему удается хотя бы частично предотвратить воздушные атаки — ведь авиация, что бы там Россия ни говорила, бомбардирует, в частности, школы и больницы. Я это видел. И это страшно. Что же остается сирийским детям? Те, кто спасается побегом, могут погибнуть в море. Кто остается — погибает под российскими бомбами. Они пытаются выжить.

Поэтому фильм будет состоять из четырех частей, посвященных революции, гражданской войне, теме внешних группировок, направленных на вмешательство в войну, а также проблеме побега мирных жителей. Именно эту малоизвестную правду следует открыть миру. Ведь Европа и другие страны видят только беженцев. Но сирийцы бегут не от бедности, а из-за ограниченного выбора: погибнуть под бомбами, в асадовских тюрьмах или от ИГИЛа. 99% тех беженцев, с кем я общался, хотели бы вернуться домой, в Сирию.

— Напоследок вернемся к «Зиме в огне». Все же насколько большим был вклад украинских соавторов фильма?

— На самом деле мне удалось его снять только благодаря украинцам, благодаря тому, что имел этот ресурс. Я счастлив, что могу разделить с ними эту награду. Во время съемок я мог позвонить кому-либо из киевской команды, и они присылали кадры, которых мне недоставало, а ребята на монтаже и в пост-продакшене претворяли это в жизнь. Огромное им спасибо. Это был своеобразный фронт Майдана, который продолжался уже после Майдана. Этот приз заслужила не только наша команда, но и вся страна, это символ того, что в Украине есть кино, что украинская киноиндустрия ничем не хуже от того же Голливуда.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ