Вечер «Евгения Мирошниченко. Образы» состоится в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества.
Неповторимый голос (лирико-колоратурное сопрано) Евгении Семеновны (1931—2009 рр.) вызывал восторг у слушателей. И до сих пор, даже в записях, ее мастерство завораживает. Виртуозное владение вокальной техникой, яркий актерский талант — все это демонстрировала прима оперы в своих незабываемых вокально-сценических образах. Мирошниченко была дамой с характером и благодаря этому многого добилась, ее имя знали в мире, ей аплодировали миллионы зрителей разных стран, комплименты делали выдающиеся личности.
«ЛУЧШАЯ ВИОЛЕТТА ЕВРОПЫ»
Так называла Евгению Семеновну музыкальная критика. Напомним, что партия Виолетты из оперы «Травиата» Джузеппе Верди была ее дебютом на киевской сцене, она стала и финалом (25 мая 1994 года) в творческой карьере певицы. Но Мирошниченко нашла себя в другой ипостаси — как педагог по вокалу, преподавая в Национальной музыкальной академии Украины. Последний раз «вживую» почитатели творчества услышали ее потрясающий голос в 2001 году (на юбилейном концерте во дворце «Украина», посвященном 70-летию, где Мирошниченко вместе с тенором Михаилом Дидыком исполнила легендарную «Застольную» из ее любимой «Травиаты»).
Мирошниченко в одном из интервью «Дню» призналась: «Свое рождение как певицы я связываю в первую очередь с «Травиатой» — этим шедевром Джузеппе Верди. Именно в ней произошло мое артистическое становление. А трагическая и очаровательная Виолетта — моя неизменная и искренняя любовь»!
В репертуаре певицы было двадцать самых сложных оперных партий, в частности Джильды («Риголетто» Джузеппе Верди), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти), Лакме в одноименной опере Лео Делиба, Розины («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини), Манон в одноименной опере Жюля Массне, Марфы и Шемаханской царицы («Царская невеста» и «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова).
Сегодня в фондах радио и телевидения можно найти эти музыкальные жемчужины. Мирошниченко снималась в музыкальных фильмах; в частности пела в фильме С. Параджанова «Украинская рапсодия» (1961). С большим успехом гастролировала не только по бывшему СССР, но и в США, Канаде, странах Западной Европы.
Музыковеды отмечали, что, владея безукоризненной техникой исполнения, Евгения Семеновна часто обращалась к произведениям, в которых могла продемонстрировать свое высокое виртуозное мастерство. В ее концертном репертуаре «Соловейко» Марка Кропивницкого, «Соловьиный романс» Анатолия Кос-Анатольского и «Соловей» Александра Алябьева, «Венецианский карнавал» Юлиуса Бенедикта, «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса — настоящие вершины сложности для колоратурного сопрано!
Почти тридцать лет жизни отдала Евгения Семеновна педагогической деятельности в Национальной музыкальной академии Украины.
Последние годы своей жизни певица прилагала много усилий для создания Малой оперы на базе Лукьяновского народного дома (тогда еще Клуба трамвайщиков) — концертной площадки, где могли бы ставиться редко исполняемые классические оперные шедевры, осуществляться экспериментальные постановки, развивать свой талант молодые музыканты. По ее инициативе в 2004 году была основана Киевская малая опера. «Я считаю, что наша столица должна иметь камерный оперный театр! Он нужен всем, кто любит классическое искусство, а потому стучу во все двери кабинетов чиновников, но напрасно...» — с грустью говорила Мирошниченко.
27 апреля 2009 года оперная дива ушла из жизни так и не увидев конечную реализацию своего замысла.
Накануне концерта-посвящения памяти Евгении Семеновны «День» пообщался с Тамарой Ходаковой (одной из любимейших учениц Е.С. Мирошниченко, лауреатом многих конкурсов, Премии Л. Ревуцкого, которая работает в Киевском театре оперы и балета для детей и юношества, а также принимает участие в постановках Национальной Оперетты и концертных программах ансамбля «Киевская камерата»).
«...ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОКАЛА — ЭТО И ОТЕЦ, И МАТЬ, И ВРАЧ»
— Мои первые воспоминания о Евгении Семеновне еще из детства. Когда слышала ее хрустальный голос по радио или телевидению, то замирала. Какие потрясающие были в ее исполнении: «Соловейко» (песня М. Кропивницкого), романс «Соловей» Алябьева, вальс «Сказки Венского леса» И. Штрауса. Очень нравились фильмы Олега Биймы «Образы», «Немеркнущие звезды», запись оперы «Лючия ди Ламмермур», кадры «Укркинохроники», — вспоминает Т. Ходакова. — В класс Евгении Семеновны я попала случайно. Для меня эта певица была суперзвездой, и очень волновалась, когда впервые вживую увидела Мирошниченко.
Когда встал вопрос, у кого учиться вокалу, мне посоветовали идти именно к Евгении Семеновне, потому что она не только прекрасный педагог, но и человек, который не забывает своих учеников и помогает им в жизни и творчестве, заботится о судьбах своих студентов. Знаете, насколько она была сурова на уроках в классе, требуя точного исполнения всех своих замечаний, и настолько душевным, очень теплым человеком у себя дома, очень гостеприимная (накормит, напоит, выслушает, посоветует и если нужно поможет).
Наш 20 класс отличался в НМАУ среди других теплой, даже семейной атмосферой. Двери никогда не закрывались, Хотя, как правило, когда кто-то поет, то в класс никто не заходит, так как может помешать уроку, а у нас мог зайти когда угодно и кто угодно. Евгения Семеновна считала, что этим закаляет студентов. Говорила, что нужно научиться не обращать внимания на неглавное, а когда поем, то нужно сосредоточиваться на сугубо исполнении произведения, уметь концентрироваться и не отвлекаться на то, что происходит вокруг. Кстати, это был тренинг на профессионализм, так как на сцене может разное случиться, но когда идет спектакль, то ты не обращаешь внимания на пустяки или фон...
На уроках Евгении Семеновны всегда было очень много людей (студентов из других классов и даже ее коллег-педагогов). Она работала с 10 утра и до позднего вечера (после консерватории часто мы шли к ней домой и мастер-классы продолжались). Кстати, в выходные общение и занятия тоже проходили, но не в Консерватории, а в квартире певицы.
Очень жалею, что мне не пришлось вживую видеть Мирошниченко на сцене Киевской оперы, где она с триумфом выступала три десятилетия, но даже когда смотришь видеозаписи спектаклей и концертов с ее участием — дух захватывает! Когда мы праздновали ее 70-летие во дворце «Украина», где на концерте выступали ее ученики, украшением вечера стал номер, когда Евгения Семеновна спела вместе с Михаилом Дидыком знаменитую «Застольную» из вердиевской «Травиаты». Это было потрясающе! Кстати, для бенефиса она давала уроки вокала Михаилу (тогда он был еще молодым тенором, выступал в Оперной студии, и это стало творческим толчком для артиста). Сегодня это звезда мирового уровня, а партия Альфреда — одна из «коронных» в его репертуаре.
Считаю, что если бы не Евгения Семеновна, то еще не известно, как сложились бы наши творческие судьбы и пели ли бы мы дальше. Потому что преподаватель вокала — это и отец, и мать, и врач, который помогает найти певцу свою профессиональную дорожку. Мирошниченко была не только гениальной вокалисткой и актрисой, но и педагогом — практически все ее бывшие студенты не потерялись, не покинули профессию, активно выступают не только в Украине, но и за рубежом!
...Заповетной мечтой Мирошниченко было создание Малой (камерной) оперы, она до сих пор так и не осуществилась. Хотя на бумаге такой театр есть, но здание нуждается в капитальном ремонте, и потому Киевская малая опера нормально не функционирует (а работает как прокатная площадка для разных спектаклей и импрез, и говорить о сцене, где ставятся и идут камерные постановки, не приходится). Но мы, ученики Евгении Семеновны, надеемся, что этот вопрос как-то решится. Процесс идет, но как-то вяло.
Программу вечера-посвящения мы подготовили совместно с нашей «второй мамой», известным концертмейстером Фриной Семеновной Зискиной, которая много лет работала вместе с Мирошниченко. Именно Зискина сейчас наш «двигатель» и человек, который всех сплачивает. Мы планируем этот концерт сделать светлым и праздничным, а потому будут звучать лирически-романтические произведения мировой и украинской классики.