Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европейское турне капеллы «Думка»

17 октября, 2002 - 00:00


13 октября, в рамках фестиваля «Владимир Крайнев приглашает», на сцене Национальной филармонии Украины капелла «Думка» исполнила бетховенскую «Хоровую фантазию». Это выступление прославленного коллектива стало первым после их возвращения из дальнего зарубежья. Около двух месяцев длились гастроли во Франции, Голландии и Германии. Судя по отзывам иностранной прессы, они прошли очень успешно. О том, где выступал хор, какие программы исполнял, о ближайших планах — рассказывает художественный руководитель «Думки» Евгений Савчук:

ФРАНЦУЗСКИЙ МОТИВ

— За время гастролей мы очень плодотворно поработали с тремя лучшими музыкальными коллективами — Национальными оркестрами Франции, Нидерландов и Симфоническим оркестром филармонии Украины. Второй раз подряд «Думку» приглашают во Францию на престижный Международный фестиваль музыки. Он проходит уже 36-й раз в Ля Шез-Дье. Каждый год его организаторы стараются разнообразить программу. Те произведения, что мы исполняли связаны с огромными нагрузками для певцов — столь обширна была наша афиша. Мы исполняли а капелла классическую и современную украинскую музыку — это произведения православной духовной музыки и светские сочинения. Затем «Всенощную» Рахманинова, которая очень популярна в Европе. С симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины (дирижер Николай Дядюра) мы исполнили «Реквием» Дворжака, солировали — Валентин Пивоваров, Светлана Добронравова, Людмила Юрченко, Александр Дьяченко (премьеры Киевской оперы). Кроме этого, мы выступали с Французским национальным оркестром, подготовив специально для фестиваля «Реквием» Сен-Санса. Надеюсь, что с этим произведением мы вскоре познакомим и украинских слушателей. По просьбе организаторов, мы исполняли Девятую Симфонию Бетховена, которая является одной из визиток «Думки».

АМСТЕРДАМСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

После окончания фестиваля во Франции, капелла переехала в Голландию. По словам Савчука, кульминацией музыкального путешествия «Думки» стало исполнение Восьмой Симфонии Густава Малера.

— Не каждая страна может исполнить это поистине эпохальное сочинение, — продолжает Евгений Герасимович. — В партитуре Малер написал, что эта симфония написана для тысячи исполнителей, солировать должны восемь певцов. В Амстердаме так и было. Наша капелла обеспечивала всю хоровую часть произведения. Так как по замыслу автора нужно два хора: большой взрослый и детский, то мы укрупнили «Думку», пригласив поучаствовать в совместном проекте своих коллег из Украинского радио. А хор мальчиков состоял из трех коллективов (два из Дрездена и один из Амстердама). Солировали лучшие певцы, которые представляли разные вокальные школы мира. Дирижировал Национальным симфоническим оркестром Нидерландов знаменитый маэстро Хартмут Ханхен. Зал «Концертгебау» два дня был переполнен. Это уникальный зал по своей репутации, по весу в Европе, по акустическим возможностям. Он построен еще в 1895 году специально как дом для проведения концертов. Выступать на такой сценической площадке очень ответственно. Когда прозвучал последний аккорд более 15 минут звучали овации. Многие наши артисты признавались, что сами были очень взволнованы — впервые они участвовали в такой работе и настолько мощно, во всей красе прозвучала это симфония.

Но тут я прерываю маэстро, напомнив ему, что год назад Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Владимира Сиренко познакомил наших меломанов с «Малеровским циклом», исполнив все симфонии композитора. В том проекте участвовала и «Думка», презентовав Восьмую Симфонию композитора.


— В Киеве было несколько урезанное действо, исходя из обстоятельств и тех условий, которые имелись, — объясняет Е. Савчук. — Ведь у нас даже нет помещения, где можно было разместить всех музыкантов и певцов. Вместо восьми солистов пели четыре артиста, распределив партии между собой. Это вело к определенным утратам. Во второй части симфонии, по задумке Малера, требуется звучание партий из зала, а не со сцены. Сегодня, сравнивая два концерта, я понимаю, что в Амстердаме это было на несколько порядков выше. Владимир Сиренко — чудесный, тонкий музыкант, но у нас, к сожалению, не было того высочайшего класса солистов, которые выступали в «Концертгебау». Перед выступлением в Голландии была проделана огромная предварительная работа. Еще в июне в Киев приезжал ассистент Национального оркестра Нидерландов Оливер Ведер. Этот прекрасный дирижер стажировался в Мариинском театре. Он знает русский язык и поэтому нам не требовался переводчик. Господин Ведер на репетициях расставил акценты и выставил те позиции, которые потребовались нам уже на концерте в Амстердаме. Он остался доволен совместной работой, что помогло быстрее адаптироваться к залу «Концертгибау». Надо отметить, как профессионально работали все участники. Особенно удивительно, как точно и слажено репетировали дети (150 человек). В перерыве они обычные немецкие и голландские мальчишки, а на сцене, словно взрослые, — настолько ответственно относились к поставленным перед хористами задачами.

Должен отметить, дирижер Хартмут Ханхен потрясающий музыкант. Он 16 лет руководил двумя знаменитыми коллективами: Национальным симфоническим оркестром Нидерландов и оркестром Оперы в Амстердаме. Исполнение Восьмой симфонии стало его прощанием с Национальным Нидерландским симфоническим оркестром и свою дальнейшую судьбу он связывал только с Оперой. Кстати, Нидерландский оркестр — уникальный коллектив. С ним работал и сам композитор. В Амстердаме чтят австрийского маэстро, проводятся Малеровские фестивали, которые ему посвящаются.

НЕМЕЦКО-ГОЛЛАНДСКИЕ МЕЛОДИИ

В Дрездене малеровская Восьмая Симфония исполнялась практически в том же составе, что и в Голландии, только вместо Хора мальчиков из Амстердама выступали немецкие ребята. Я имею большой опыт, но должен признаться, что был очарован как прекрасно звучали голоса детского хора. Мы выступали в огромном соборе «Церковь Христа», построенном в стиле барокко. В нем помещается три тысячи людей. В Западной Европе очень часто классические произведения звучат в действующих храмах. Поверьте, это придает музыке совершенно другую окраску. Наш концерт был посвящен сбору средств для отстройки Дрезденской оперы после наводнения. Когда мы приехали в город, то улицы уже были приведены в порядок и явных следов недавней катастрофы не было видно. Огромная беда объединила всех европейцев. Был дан благотворительный концерт, проведенный на площади, и его транслировали ведущие телеканалы разных стран мира. А исполнение Восьмой симфонии Малера стало самой масштабной акцией. Билеты, несмотря на дороговизну, продали еще за месяц до концерта и то все желающие не смогли попасть на него. Очень приятно, что отзывы слушателей и критиков были самыми восторженными. Один из рецензентов даже назвал «Думку» «представителями музыкальной дипломатии».

После концерта в Дрездене капелла опять вернулась в Амстердам. Я очень боялся. Вокалисты устали (более месяца на гастролях), а перед ними новое испытание — пение а капелла. В зале «Концертгебао» мы стали первыми исполнителями а капельной программы. Тот концерт стал знаковым в истории нашего коллектива. Ведь петь без музыкального сопровождения чрезвычайно трудно. В первом отделении мы исполняли рахманиновскую «Всенощную», а во второй части программы украинскую музыку. Это обработки народных песен Козака и Яциневича, сочинения Станковича, Зубицкого, Ракова, Лентовича. Слушатели очень хорошо приняли концерт. Многие впервые познакомились с украинской музыкой. Я, как хормейстер, и человек, который уже поседел на этом поприще, сам получил огромное удовлетворение и на всю жизнь запомню ту атмосферу, которая царила в зале.

По словам Е. Савчука, эти гастроли стали серьезным испытанием для капеллы. Кроме того, что приходилось исполнять разнообразные программы, требующее мастерства певцов, гастроли были тяжелыми из-за переездов. Обслуживали «Думку» киевские автомобилисты, а какой ненавязчивый у нас сервис знают все. Поэтому были поломки автобусов и изнуряющие переезды. Хотя к зарубежным представителям организаторов гастролей нет претензий. Коллектив они поселяли в комфортабельные отели или бунгало со всем набором услуг, необходимых для жизни и отдыха. Но из-за скудности средств капелла не могла себе позволить взять переводчиков. Общались на английском языке или прибегали к помощи словарей. Не смог коллектив себе позволить пригласить и съемочную телегруппу. Поэтому о триумфе «Думки» можно судить по любительскому видео, сделанного самими артистами и восторженными рецензиями зарубежных СМИ. О гастролях хористам будут напоминать яркие афиши, буклеты и фотографии.

КИЕВСКИЕ СЮРПРИЗЫ

В Европе капеллу «Думка» хорошо знают, ценят. Не успели вернуться домой, а им уже прислали несколько предложений приехать с выступлениями в следующем году. Зарубежные слушатели хороши, но и об украинской публике нельзя забывать. Нынче коллектив готовит Рождественский проект на базе филармонии. Для Киева он станет сюрпризом. За многолетнюю историю капеллы, хористам приходилось исполнять самую разную музыку. Вот и решил Евгений Савчук сделать программу «Хоры из опер, оперетт и мюзиклов зарубежных композиторов». Прозвучат произведения Верди, Генделя, Бизе, Бородина, Маскани, Штрауса, Роджера, Гершвина. Сейчас ведутся переговоры с эстрадным певцом Александром Пономаревым, которому предложено поучаствовать в этом проекте.

В январе «Думка» презентует «Колокола» Сергея Рахманинова. Сначала ее услышат украинские меломаны, а потом датчане. Капеллу пригласили на фестиваль традиционной и модерной музыки. Начались репетиции сочинений Чеслава Грабовского. Кстати, сам композитор будет на концерте в Дании дирижировать. Иностранный импресарио просит «Думку» исполнить «Хоровую фантазию» Бетховена. Принять участие в программе, где прозвучат песни, дуэты и хоры из вердиевской оперы «Аида». Наши хористы будут гостями фестиваля уже четвертый год подряд. А вот на Восток, к ближайшим соседям, их маршруты не прокладываются. Завершается Год Украины в России, но «Думка» почему-то отсутствует в числе выступающих. Почему? По какому критерию отбираются участники?

«ТЕНОРЫ ВЫМИРАЮТ, КАК МАМОНТЫ»

Чтобы коллектив был высокопрофессиональным нужен ежедневный тренинг, считает Евгений Герасимович. В капелле железная дисциплина, репетиции пять раз в неделю, кроме субботы и воскресенья. Проходит и ротация вокалистов, что позволяет влить свежую кровь в «Думку». Это конкурс- прослушивание. Желающих работать в капелле очень много. Хотя были разные периоды в истории коллектива. Нынче, канули в лету те времена, когда певцы разбегались куда глаза глядят, ища лучшей доли уезжая за границу. Несколько человек ныне в Америке, выступают по церквям, жалуются, что им сулили золотые горы, а на практике заезжий проповедник обманул, платит гроши, на которые еле концы с концами свести можно. Просятся назад...

По словам Савчука, огромная проблема, когда приходится отправлять на пенсию коллег. Особенно трудно расставаться с теми, кто практически всю свою творческую жизнь проработал в «Думке».

— Есть и локальные проблемы, признается Евгений Герасимович. — Всегда в дефиците в опере и хорах были теноры. Есть даже шутка, что «теноры вымирают, как мамонты». Не секрет, что с возрастом голоса садятся, теряют свою красоту и силу. Влияет и физиологический момент. Пока женщины в детородном периоде — они прекрасные певицы. На сцене нельзя работать до физической немощи. По трудовому законодательству мы не можем уволить певца, если он не достиг пенсионного возраста. Но ведь у каждого артиста свой собственный срок творческой потенции. Раньше заключали с каждым певцом контракт, а теперь Верховная Рада такую форму отменила и, как при советских временах, приходится ждать пока артист сам уйдет. У нас сегодня теноровая группа одна из лучших. А с басами просто беда, особенно с центральным и нижним регистрами. Нам нужны умные, вдумчивые музыканты, а не певцы, которые могут громко рычать. Нужно уметь объемный звук подложить в целый аккорд хора. Таких вокалистов немного — один — два. Нынче капелла состоит из 68 человек. Очень важно в ансамблевом пении, чтобы каждый был в хорошей физической и вокальной форме. Голос — инструмент хрупкий, его нужно поддерживать. Кажется, что в хоре можно словчить — не заметят, если ты не солируешь, но мы делаем регулярные проверки певцов. Например, перед исполнением «Реквиема» Дворжака и Восьмой Симфонии Малера каждый вокалист пел свою партию и сдал, как на экзамене, свою часть музыкального материала. У нас есть преподаватель по вокалу, который помогает артистам подготовить новую партию или ввести новичка в репертуар капеллы, добиваясь, чтобы его голос гармонически звучал в хоре.

Есть у руководителя «Думки» мечта исполнить Третью Симфонию Евгения Станковича на стихи Павла Тычины «Я ствержуюсь». «Думка» была первым коллективом, который познакомил слушателей с этим произведением. Резонанс был очень большим. Потом ее перепели практически все профессиональные хоры. А сегодня симфония незаслуженно забыта. На взгляд Евгения Савчука, это не только одно из лучших сочинений композитора, но оно является достижением современной украинской музыки. Капелла собирается симфонию обновить. Над новой редакцией ныне работает Е. Станкович.

У «Думки» разнообразный и уникальный репертуар, а записей не так много. В ближайших планах — запись церковной музыки, исполняемой а капелла. За рубежом продаются их альбомы «Всенощной» Рахманинова, «Литургия» Чайковского. А в Украине академическая музыка не является приоритетной, и ее редко записывают. Хормейстер с болью говорит, сколько прекрасной музыки не зафиксировано на пленку.

— Например, кантата Леси Дычко «Червона калина», написанная на старинные народные стихи, — шедевр украинской музыки, — говорит Савчук. — Беда, что на телевиденье практически нет передач о классической музыке, очень редко транслируются концерты академических коллективов. Экраны и радиоэфиры заполонила третьесортная попса. Сплошные шоу, а где передачи рассказывающие о выдающихся композиторах, поэтах, мастерах сцены? На УТ-1 канал «Культура» попросту затерялся в сетке вещания: несколько часов в дневное время. Такое впечатление, что сделано это для «галочки», а чиновники даже не понимают, что такие передачи очень нужны.

В прошлом году «Думка» выступала в Варшаве вместе с Национальным симфоническим оркестром под руководством В. Сиренко исполнили «Слово о полку Игореве» Станковича. После концерта к нам подошел импресарио и предложил записать сингл для фильма «Куда идешь» Ежи Кавалеровича. Мы эту работу сделали за день. Получилось удачно. Одновременно с выходом на экраны ленты выпустили альбом и компакт-диски с нашей записью. Когда картину презентовали в Украине, на фестивале «Молодость», то организаторы подробно рассказали о постановщике, отметив даже такую деталь, что родственники Кавалеровича живут на Ивано- Франковщине, а о том, что в музыкальном оформлении картины принимала участие украинская капелла «Думка» почему-то забыли. Вот вам и отношение к своим. Совсем другой подход у поляков. Для них лестно, что голливудский кинопродукт создан в их стране, что в нем участвовали польские мастера. Нас попросили сделать повторную запись в концертном исполнении. Она состоится на Вроцлавском фестивале, который пройдет в следующем сентябре.

Сегодня капелла «Думка» работает интенсивно, имеет хорошую репутацию в мире. У нас команда высокопрофессиональных единомышленников. Ставя высокие творческие задачи мы обязательно добьемся цели.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ