Ее имя стоит в одном ряду со всемирно известными именами, такими как Мария Каллас, Марчелла Зембрих, Луиза Тетрацини и другими звездами. Чавдар открыла путь к высокому искусству многим талантливым певцам. Будущая примадонна оперы родилась в Одессе. После школы Елизавета решила заниматься филологией и поступила в Одесский университет. Но случайная встреча с профессором Одесской консерватории Ольгой Николаевной Аслановой изменила планы девушки. Проходя по улице, где жила Лиза, Асланова вдруг услышала волшебный голос. Она была поражена. Зайдя в дом, познакомилась с девушкой и предложила заниматься вокалом, а через год Лиза стала студенткой Одесской консерватории. Голос ее очень быстро развивался, увеличивался его диапазон, сила звучания, как-то незаметно появилась легкость, подвижность, необычайная чистота и богатство тембра. Увлеченность и упорство принесли будущей певице первый успех: после второго курса Лизу сразу перевели на четвертый, а уже через два года на выпускном экзамене она блестяще спела целую концертную программу из 12 самых сложных произведений. Среди них был концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиера. Экзаменационная комиссия высоко оценила мастерство выпускницы и направила на отчетный концерт лучших выпускников консерваторий Украины, проходивший в Киеве. После успешного выступления на этом концерте Лизу пригласили в Киевский оперный театр.
Партнер Елизаветы Чавдар по многим спектаклям Виктор Борищенко вспоминал, что дебют Лизочки стал триумфальным. Из Одессы приехало двое певцов для участия в опере Верди «Риголетто»: Александр Ковалев исполнял партию Герцога, а Чавдар — Джильды. И когда во втором акте на сцене появилась Джильда, публика сразу заволновалась — лирико-колоратурное сопрано молодой певицы было просто чудесным. Голос напоминал серебряный ручеек! Люди слушали, затаив дыхание, и после второго акта бросились к рампе. Лизу вызывали снова и снова! Так начался ее творческий взлет на сцене Киевского оперного театра.
В 1951 г. Чавдар пела на концертах Декады украинского искусства в Москве, а на сцене Большого театра в спектакле «Царская невеста» Римского-Корсакова пела Марфу, успех был потрясающий!
Актриса Вера Любимова замечала, что «никогда не слышала такого хрустально-чистого и ровного инструментального звучания, а пение Елизаветы Чавдар можно было сравнить со звучанием скрипки Страдивари. К этому следует прибавить безукоризненное звуковедение и вокальное дыхание, четкую дикцию и замечательную филировку звука. Все, что пела Елизавета, невероятно впечатляло публику».
После этих удачных выступлений певице сразу было присвоено звание народной артистки Украины. Это был редкий случай, когда артист, не имея звания заслуженного, становился народным. Вскоре дирекция Киевского оперного театра получила письмо от профессора Цинзерлинга: «В свое время слушал много всемирно-известных колоратурных сопрано. Я хорошо помню голоса Марчеллы Зембрих, Зигрид Арнольдсон, Тетрацини и др. Я всегда страдал, что у нас нет певиц с подобными голосами. Но когда я услышал пение Елизаветы Чавдар, то понял, что у нас впервые появилось колоратурное сопрано мирового класса, голос, которым скупая природа так же редко награждает человечество, как и великими людьми в других областях искусства или науки».
За время работы в Киевской опере Елизавета Чавдар подготовила 20 ведущих оперных партий. Среди них Джильда, Розина, Виолетта, Царевна Лебедь, а также Антонида, Людмила, Марильца — партии, которые другим колоратурам не удавались, а у нее звучали глубоко, весомо и трогательно. И трудно сказать, что в ней преобладало: певица или актриса, скорее это была какая-то редкая для оперного искусства гармония.
Исполнительская деятельность певицы не ограничивалась оперной сценой. Она вела активную концертную деятельность, исполняя произведения классиков и современных композиторов. Ее концерты как на наших территориях, так и за рубежом (Индия, Югославия, Канада, Греция, Финляндия) критика оценивала как самые важные музыкальные события. Имея статус ведущей оперной певицы, Елизавета Ивановна была очень доброжелательным человеком, лишенным такого нехорошего чувства, как зависть, к сожалению, очень распространенного в артистической среде. Она искренне делилась своим вокальным и сценическим опытом, подсказывая молодым актерам, как глубоко проникнуть в образ. Как-то в спектакле с ней пела молодая солистка театра Гизела Ципола. Елизавета Ивановна очень внимательно прислушивалась к каждой пропетой ею фразе, а после спектакля подошла и сказала: « ...Боже мой, впервые слышу такое исполнение партии Мими, что не нужно делать никаких замечаний! Ты меня растрогала до глубины души». Гизела даже расплакалась от счастья, ведь ее похвалила известная на весь мир Чавдар. Кстати, именно Чавдар готовила Гизелу к конкурсу «Баттерфляй» в Японии (на нем Ципола заняла первое место!).
Более 15 лет Елизавета Чавдар возглавляла кафедру сольного пения Киевской консерватории. Ее авторитет на кафедре был непререкаемым. Эту маленькую хрупкую женщину слушали все, вокруг нее всегда была какая-то особая атмосфера — добрая и теплая.
Вера Александровна Ляхор, ученица Елизаветы Чавдар, вспоминает несколько интересных эпизодов своей студенческой жизни, связанных с Елизаветой Ивановной.
Вера занималась на подготовительном факультете. На экзамене должна была исполнить романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это настоящий плач, в котором девушка навсегда прощается со своим отцом. За два дня до экзамена мать Веры позвонила Елизавете Ивановне с сообщением о смерти Вериного отца. Что делает педагог? Елизавета Ивановна ничего не говорит Вере, чтобы не сорвать ее поступление в консерваторию. А просит перенести вступительный экзамен на день раньше. Вера успешно сдала экзамен и уже после этого Елизавета Ивановна подошла к ней, обняла и сказала: «А теперь езжай домой — попрощайся со своим отцом»... После третьего курса Вера родила дочку. Когда ей было четыре месяца, она пришла с ней на урок (не с кем было оставить). Вера начала распеваться, а ребенок громко заплакал. Молодая мать не знала, как успокоить младенца. Тогда запела Елизавета Ивановна, и крошка замолчала, стала внимательно слушать. Вера не верила своим глазам, а Чавдар, улыбнувшись, сказала: «Видишь, как важно тембром голоса уметь передать тепло и добро»!
Интересно, что у Чавдар дома даже собачка пела. Садился Чача на фортепиано и пел только с Елизаветой Ивановной, а та, смеясь, говорила своим студентам: «Видите, даже Чача понимает, как нужно правильно петь». Кстати, воспитанниками Чавдар, которые своим искусством продолжили ее славу, были: солистка Мариинского оперного театра в Югославии Наталья Биорро, легендарный Анатолий Соловьяненко, солистка Киевской филармонии Нина Чепига, известная певица из Беларуси Людмила Колос, солистка Киевской и Венской оперы Виктория Лукьянец и другие.
Память прекрасного человека, педагога и выдающейся певицы, умершей 27 декабря 1989 г., почтил Музей театрального музыкального и киноискусства Украины. К юбилею подготовили выставку, посвященную Елизавете Чавдар, а на вечере прозвучали произведения Дж. Верди, Дж. Пуччини, Н. Лысенко, С. Гулака-Артемовского в исполнении: лауреата международного конкурса Сергея Андрощука, лауреата Всеукраинского конкурса Татьяны Любименко и лауреата международных конкурсов, заслуженной артистки Украины Миллы Давимко (ученицы Е. Чавдар). Звучал и волшебный голос самой певицы (арии из опер и украинские народные песни).