Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фарботоны»

В Каневе состоялся VIII Фестиваль современной и академической музыки
19 июля, 2006 - 19:57
ИВАН ТАРАНЕНКО / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА И. ТАРАНЕНКО

«Фарботоны» — мощный и долговременный творческий проект, занимающий весомое место в фестивальном пространстве отечественной музыкальной культуры. Кроме традиционных концертных акций (выступления Национального ансамбля солистов «Київська камерата», творческий проект «Музичні діалоги: Україна—Германія» при участии известной немецкой пианистки Фредерики Рихтер, литературно- музыкальный вечер поэзии Софии Майданской и Ивана Франко), в рамках фестиваля прошел II Международный конкурс юных композиторов и пианистов, в котором приняли участие более 40 музыкантов и высокоавторитетное жюри из представителей пианистической и композиторской элиты Украины, Беларуси, Германии, Канады и США.

— Канев — настоящая духовная столица Украины, — считает генеральный директор «Фарботонов», коренной каневчанин, сейчас киевлянин, композитор и пианист Иван Тараненко. — Во время нашего путешествия к Чернечей горе все участники фестиваля смогли это почувствовать... Стихотворения Тараса Шевченко звучат в этом крае настолько актуально, как будто были написаны сегодня. Дух великого поэта словно витает над нами всеми…

«Фарботони» — маленький фестиваль, но о нем уже знают в Европе. В моих планах проводить концертную работу не только в Каменце, Городище, где родился Гулак-Артемовский, а и в Умани, Черкассах, Корсуне (там есть замок графини Лопухиной, в котором в начале прошлого века жил Николай Бердяев).

— Предыдущие фестивали проводились в Шевченковском заповеднике?

— Частично так. Первый конкурс пианистов прошел в 2003 году. Тогда мы привезли в музей отреставрированный рояль известного украинского композитора Михаила Адамовича Скорульского. За это я хочу искренне поблагодарить его внучку Роксану Никитичну Скорульскую и директора Музея им. Лысенко — именно они помогли нам в тот момент, когда Каневу понадобился хороший инструмент, на котором можно было выступать на фестивале. Этот рояль прекрасно звучит, хотя ему уже более 110 лет... Кстати, фойе музея в Каневе в миниатюре напоминает зал Национальной филармонии Украины. Там выступали многие ведущие украинские исполнители, в частности, ансамбль «Київська камерата» и клавесинистка Наталья Свириденко. Именно под ее художественным руководством впервые за сто лет в Каневе состоялась постановка оперы «Сокол» Бортнянского...

— Сейчас Канев переживает не лучший период своего существования. Как вы считаете, чем можно привлечь внимание местных жителей к фестивалю?

— Сегодня многие украинские города пребывают в состоянии упадка или стагнации. Но в Каневе это воспринимается особенно болезненно. Впрочем, музыкальная жизнь бурлит не только в столице. Например, преподаватели музыкальных школ, несмотря на мизерные зарплаты, работают, как сподвижники, ощущая свой духовный долг нести прекрасное в жизнь. А еще сто лет назад в Каневе был местный театр, где всегда собирались аншлаги (именно в Каневе похоронен знаменитый дореволюционный актер Ленский). Высокая культура утрачена уже в советские времена. Хотя, по сравнению с сегодняшним днем, в зале районного Дома культуры выступали ведущие мастера. Можно вспомнить, с каким успехом проходили концерты Московского малого симфонического оркестра под руководством Константина Симеонова, Захара Бронна... Своими творческими «инъекциями» мы пытаемся возродить высокое искусство. Я обращаюсь к музыкантам чаще приезжать в Канев. Здесь очень благодарная публика, и вы получите немало положительной энергии от концертов.

— Говорят, что первые «Фарботони» кое-кто считал чуть ли не авантюрой…

— На первом фестивале я был не только директором, бухгалтером, а даже шофером — все приходилось делать самому. Когда пришел в Черкасское управление культуры с идеей о проведении феста, мне ответили: «Это авантюра!» Пришлось доказывать, что фестиваль городу очень нужен. На нем уже согласились выступать многие интересные музыканты: бандурист Роман Гринькив, фортепианный дуэт Юрий Кот — Ирина Алексийчук, Киевский квартет саксофонистов, хор Национального университета культуры и искусств Дмитрия Радика… Кстати, четыре фестиваля мы провели без поддержки областных и министерских структур, а только с помощью спонсоров и меценатов. На сегодняшнем конкурсе у нас есть неплохие спонсоры, такие как ВКФ «Ремстройреставрация», Фонд «Европа-Контакт», Общество «Ukraine Kontakt», но таких мощных представительств, как раньше, нет. И я благодарен Министерству культуры и туризма за то, что оно уже три года подряд существенно помогает с проведением наших акций.

Я считаю, что «Фарботони» должны идти дальше, развиваться. Если в какой-то момент мы почувствуем, что фестиваль повторяется, становится неинтересным, то не будет смысла его продолжать. Основная наша цель — заинтересовать молодежь, дать ей возможность открыть для себя прекрасное музыкальное искусство... Мы планируем проведение Второго конкурса исполнителей на струнных инструментах: скрипка, виолончель, гитара, бандура. В следующем году примем участие в «Днях культуры Украины в Германии». Наши лауреаты выступали на конференции в Лейпциге: «Украинская музыка: пути становления национальной идеи в европейском контексте». Запланировано гастрольное турне по Беларуси, Литве, Польше, Словакии, Венгрии, Германии и Франции. Есть предложение от наших друзей уже в следующем году сделать Украинско-немецко-польский фестиваль.

— А теперь поговорим о творчестве. Вам едва ли не единственному из киевских художников удалось создать в нашей столице самобытный центр фольк-джаза. С чем связано такое нестандартное для академического композитора занятие?

— Я себя не представляю без написания академической музыки, и если бы была такая возможность — только этим бы и занимался. Но, к сожалению, у нас в Украине этим не заработаешь на кусок хлеба... Я давно увлекался джазом и фольклором. Мне интересно совмещать в экспериментальной стилистике эти разные музыкальные жанры. Например, сделал обработку украинской народной песни «Ой була я сім літ удовою». Солистка поет ее в аутентической манере, а импровизационный контрапункт голоса играет саксофон. Певице аккомпанирует квартет струнных, который исполняет «воздушные» звучания по всем струнам. На мой взгляд, это произведение может быть исполнено в программе любого фестиваля: джазового, фольклорного, академического, даже модернового.

— Резонанс у публики приобрел ваш недавний проект, который вы презентовали в Национальной филармонии, посвященный Ивану Франко…

— В программе объединилось слово, музыка, хореография, актерская игра и пение. Франко представлен как молодой, романтичный человек, а не революционер или «каменщик», которым мы все привыкли его воспринимать в советские времена. Из поэзии Ивана Франко, его писем к Ольге Рожкевич поэтессой Софией Майданской была скомпонована композиция: что- то вроде «Страданий молодого Вертера» Гете. В вечере участвовали музыканты из ансамбля «Київські солісти» Богодара Которовича, баритон Валерий Буймистер, молодой певец Маркиян Свято, гитарист Евгений Митин (кстати, один из лауреатов нашего конкурса), бандурист Роман Гринькив…

— Гринькив — ваш любимый музыкант. Вы часто выступаете вместе. Кто из вас доминирует в этом тандеме?

— Тут трудно сказать, кто на кого влияет. В общих импровизациях мы действительно чувствуем друг друга спиной и даже заканчиваем в одно и то же время… Роман Гринькив — уникальный человек. Он умеет делать из ничего что-то: например, взять одну нотку и из нее сплести целое произведение. Из бандуры он сделал универсальный инструмент. Роман постоянно в поиске, не дает остановиться на месте, побуждает и дальше прогрессировать.

Роман ЮСИПЕЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ