Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фарфор: белое золото

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства представлены произведения Бориса Данилова
8 сентября, 2021 - 16:13

Выставка под названием «White Gold Бориса Данилова. Porcellana»  презентует росписи уникальных авторских форм и итальянского фарфора «Ginori 1735». Художественный проект стал возможен благодаря поддержке мецената пана Олега Дзюбяка и куратора Тамары Ли, искусствоведа и члена Международной ассоциации арт-критиков AICA, UNESCO.

«Белое золото» - такое название получил выставочный проект не случайно, ведь это аллегорическое название фарфора, с которым Борис Данилов работает уже полвека и  является одним из лучших в Украине художников современного авторского фарфора. Художник боготворит материал, с которым работает, экспериментирует с формой и цветом, декорирует фарфор подглазурной росписью. Эта техника позволяет увидеть рисунок, как будто под слоем стекла, утверждает автор.

ЧИСТАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Представленные работы созданы специально для этой выставки, поэтому столичная публика познакомится с ними впервые. Это авторские формы: вазы-сферы «Старая рукопись», «Пурпур»,  вазы «Странствия», «Свитки», «Кносс», а также декоративные тарелки. Выставочная экспозиция начинается загадочной инсталляцией из белых авторских «коконов» и сфер под названием «Лотос».

Мотивы сакральной геометрии, древние символы - любимые мотивы художника. В частности, объемная композиция «Сфера» содержит около 1000 символов. «Этот образ должен напоминать миру, откуда возник фарфор. Ведь фарфор - это попытка человека создать камень природы собственноручно», - отмечает Борис Данилов.

- В Европе фарфор «расцвел» во времена барокко, когда  начали появляться роскошные, но очень усложненные формы. - Но основа этих форм все равно -  чистая геометрия, так называемые Платоновы тела, известные еще с древних времен. Они математически вычислены.

Когда я работал на предприятиях - Славянском керамическом комбинате, Славянском заводе высоковольтных изоляторов (1974 - 1990 гг.), которые изготовляли фарфор высокого качества,  у меня возникло желание «вытянуть» из тех усложненных форм простые.

Шар - это простая, идеальная форма. В то же время, шар - чрезвычайно сложный предмет. О нем написаны тома книг. Поэтому я начал свою «эпопею» геометрических форм с «кокона», который является вытянутым шаром. Я так назвал эту форму, ведь она действительно напоминает природный кокон, - рассказывает художник.

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ЧАШКАХ

Особенно изысканными выглядят авторские росписи сервизов, изготовленных из итальянского фарфора «Ginori 1735», - «Миклухо», «Фо-То», «Миндаль». Интересно, что Мануфактура Richard Ginori, которая изготовляет высококачественный фарфор, существует с 1735 года. Она настолько известна, что многие итальянцы называют «джинори» все изысканные тарелки и супницы независимо от их марки. Производственный цикл предприятия остался таким же, как и двести лет тому назад - от замеса мягкой фарфоровой массы до завершающего обжига. Работать с таким материалом – одно удовольствие, отмечает художник.

Каждая вещь в исполнении Бориса Данилова уникальна, ведь расписана мастером в одном экземпляре, без предварительных эскизов. И главное -  рисунки на предметах сервиза не повторяются, хотя объединены одним творческим замыслом. То есть, художник импровизирует во время росписи. Это также особенное удовольствие. Ведь, вспоминая старые времена работы на предприятиях в Славянске и Краматорске, Борис Данилов отмечает, что все процессы были унифицированы, потому импровизация вовсе не приветствовалась.

КИЕВСКИЕ РЕЛЬЕФЫ

Стоит вспомнить также, что долгое время мастер авторского фарфора работал как монументалист. И столица также украшена его талантливыми руками. В частности, вся керамика Киевского академического театра кукол выполнена Борисом Даниловым. Кроме того, в Доме митрополита  «Софии Киевской» художник выполнил три кафельных печи по аутентичной технологии. Работа была масштабной, как вспоминает автор, ведь надо было воссоздать 150 библейских сюжетов.

«К 1500-летию Киева около бывшего магазина «Каштан», на Крещатике, было построено кафе «Донецк». Вместе с друзьями, которые также оканчивали вместе со мной Львовскую академию, мы украшали это заведение колоссальным количеством керамики - старательно и качественно выполняли керамические рельефы, вспоминает мастер.

Сейчас там размещается ночной клуб, который художник посетил по истечении многих лет, чтобы посмотреть, осталось ли что-то из того, над чем он так добросовестно работал со своими коллегами. Каким же было удивление художника, когда он увидел там собственные рельефы, но… окрашенные бархатной краской, которые теперь выглядели как гобелены. Но художник сознается, что относится к этому философски, как и подобает настоящему художнику.

Еще одна творческая работа в Киеве, которую уже не увидеть, а можно только вспомнить, - это росписи на керамике в магазине «Украинский сувенир» на площади Льва Толстого, который хорошо помнят киевляне старшего поколения. 

В течение многих лет художник изготовлял огромные вазы для дома «Цветы Украины», который в настоящее время под угрозой превращения в торгово-офисный центр. Но, благодаря активистам, здание уже имеет статус памятника архитектуры.  

  Выставка будет работать до 15 сентября.

Марина МАРЧЕНКО. Фото предоставлены организаторами выставки
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ