Новую экспозицию в галерее «Ирэна» составили работы двух молодых киевлянок — Юлии Фирсовой (графика) и Анны Волошко (скульптура).
На первый взгляд кажется, что попытка соединить настолько разные произведения (и настолько разные мировоззрения) — риск, если не дерзость. Тем не менее выставка существует, две молодые художницы благополучно сосуществуют, а камерная пластика и монументальная графика все теснее стягиваются невидимыми нитями смыслов и ассоциаций.
Работы Юлии Фирсовой объединены названием «Зодиакальный круг». Элегантные графические миниатюры «Знаки зодиака», с которых начинается экспозиция, как кажется, не столько полноправный лист этой серии, сколько эпиграф и своеобразный ключ к ней. «Зодиакальный круг» кажется возрождением титанических по тщательности и сложности иллюстраций к астрономическим трудам эпохи барокко, в которых самым естественным образом сосуществовали схемы движения светил и аллегорические фигуры с трубами в развевающихся одеждах. Юлия Фирсова решительно вторглась в героическую эпоху, когда эффектнейшие небесные зрелища обозначались не скучными математическими выкладками, а пышными терминами («Объединение», «До Близнецов») и понимались одновременно и как явления природы, и как знамение и таинство. Ее графика предельно сложна и по композиции, и по цветовому решению. На переплетающихся, возникающих и исчезающих символических фигурах и знаках лежит торжественный отблеск пурпура и золота.
Анна Волошко — мастер притчи, причем притчи во всех (как оказалось, бесчисленных) ее ипостасях. Быть может, именно поэтому она отдает предпочтение малым формам (хотя и никак не мелкой пластике!) — своеобразным скульптурным афоризмам, где каждая деталь требует максимальной отшлифовки. Иногда художница балансирует на грани бытового анекдота («Вундеркинд»), иногда же — склоняется скорее к басне («Искушение»). При этом в первом — неожиданный игривый подтекст, столь же естественна в ее творчестве аллегория («Перевоплощение»), условности и философской насыщенности которой не мешают чуть ли не натуралистические подробности процесса. Такая органичность и одновременно парадоксальность в разработке едва ли не любой темы сочетаются в творчестве Анны Волошко с органичностью и, одновременно, парадоксальностью в работе с материалом. Художница великолепно чувствует свойства своей излюбленной бронзы — и одновременно извлекает из нее самые неожиданные качества, достигая необходимого эффекта.