Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феминистический... Дон Жуан

В Луцке представили эпическую постановку «Химерна Мессаліна»
13 сентября, 2017 - 10:12
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ХИМЕРНА МЕССАЛІНА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВОЛЫНСКИМ ОБЛАСТНЫМ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИМ ТЕАТРОМ

Лето — период вступительной кампании и получения дипломов, и театралы — не исключение. Обычно молодые режиссеры ставят камерные постановки, или детские, но один из выпускных спектаклей оказался совсем нетрадиционным. Идет речь о масштабной эпической и в то же время скандальной работе — «Химерна Мессаліна» в постановке Светланы Органисты в Луцке.

Известный украинский автор Неда Нежданая написала «почти эротическую трагедию» о самой скандальной и самой загадочной императрице Рима — Мессалине Валерии. Прототип героини — жена Клавдия, который правил между Калигулой и Нероном, — обрела власть совсем юной, а уже в 25 была казнена за... брак с любовником. Что значил этот странный поступок: легкомысленность, заговор, отчаяние или вызов судьбе, когда рискуют и властью, и жизнью ради любви и свободы? В отличие от привычного неодобрительного мужского взгляда на нее, как нимфоманку, украинский автор предлагает феминистический — трагическая героиня, женский Дон Жуан. По версии драматурга, именно благодаря Мессалине, ее уму и мужеству, «разоренный сумасшедший шут» стал императором. Но золотая клетка оказалась ловушкой, потому что «власть — над другими, а свобода — своя, и ее теряешь».  Безумные страсти, сложные перипетии и психологические нюансы сочетаются с размышлениями о свободе, власти, любви, смысле жизни. В этой истории заложена и трагедия целой империи.

Трагедия, как жанр — в целом редкое явление в украинской драматургии, а эротическая — и подавно, потому эта пьеса — настоящий вызов и режиссеру, и актерам, ведь каждая роль здесь — сложная и интересная.

Эта пьеса ставится уже в четвертый раз в больших театрах. Воплощения оказались совсем разными: о невозможности соединить личные чувства и власть (Черновцы), преодоление в себе «волчьей» сущности и духовное сопротивление (Киев,  Театр на Липках, под названием «Химера»), об одиночестве и измене женщины в мужском мире (Белая Церковь). Луцкий спектакль оказался особенным. Во-первых, оригинальная атмосфера, созданная постановщиком и художником, —  с причудливыми колоннами и жертвенником и почти настоящими языческими ритуалами. Во-вторых — особенный целостный режиссерский прием: звериные сущности, будто тени подсознания, воплощенные в реальных персонажей. Волк, Волчица, Слон, Лис и Медведь — Мессалина шутя называла своих мужчин такими прозвищами, воплощая в себе образ Волчицы — парадоксально совмещая праматерь основателей Рима и в то же время имя проститутки. В спектакле они воплощаются в пластичных двойников главных персонажей, которые то повторяют их действия, то контрастируют с ними, то манипулируют. Поэтому параллельно к основному конфликту происходят внутренние — между звериной и духовной сущностью каждого. И если сначала они будто несмелые тени, то постепенно набирая силы, ввязываясь в действо и забирая иногда даже их голоса, звери-сущности или погибают, или захватывают людей, покоряя их своей власти. Так в финале колонны падают, мир разрушается, а на авансцену выходят уже не сами персонажи-победители — император Клавдий, его «серый кардинал» Нарцисс и военачальник Префект, а их двойники-звери. Однако это пиррова победа» — режиссер выводит в финале и Волчицу, от которой освободилась Мессалина, что теперь стала следующей женой Клавдия, воплощая пророчество жрицы. Ведь согласно истории она — мать Нерона, одного из самых кровавых диктаторов в истории человечества. Поэтому через казнь героини не только прототипы убийц вскоре погибнут, но и «кровь потечет потоками» в целой Римской империи. Акцентируя эту связь истории с внутренним поединком духовного и звериного, любви и цинизма, спектакль возвращает к современности, ведь хрупкость нашей цивилизации, ее зависимость от персоналий власти, их «демонов подсознания», очевидна.

Стоит заметить, что публика воспринимала спектакль частыми аплодисментами даже во время действа, восхищенная не только ярким зрелищем, но и эмоциональной и интеллектуальной игрой актеров, погружением в тонкие психологические нюансы и легкой иронией, невзирая на жестокость темы. В театре аудитория нуждается в умном действе, а не только развлечении, и именно такую рискованную постановку осуществила Светлана Органиста, поэтому начало сезона в Луцке, который начнется 23 сентября, будет интересным.

Андрей КАРПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ